За что боролись. Четыре мифа, которые повели протестующих на штурм Рады

    3 сентября, 2015 10:47
    Жертв под парламентом 31 августа можно было избежать, если бы манифестанты просто прочли, за что голосует парламент

    Трое убитых,141 раненый и 30 задержанных за беспорядки – так начался процесс децентрализации власти в Украине. 

    31 августа во время проведения парламентской сессии главы политических сил раззадоривали митингующих под Верховной Радой несколькими тезисами, что в результате и привело к кровавому противостоянию под стенами парламента. 

    Суть основных претензий в том, что в период войны менять Конституцию противозаконно. Что парламент голосует за закон, выгодный Кремлю и написанный под его диктовку. 

    Кроме того, протест вызвало и якобы внесение в текст Конституции нормы об особом статусе Донбасса. 

    В свою очередь, нормы этого «особого статуса» глубоко шокировали людей. Со слов политических лидеров, по новому закону чуть ли не сам Моторолла в компании с Гиви будут заседать в стенах парламента. 

    UA1 на основе действующей Конституции, нормативных актов и выводов парламентских юристов проанализировал, насколько все эти тезисы соответствуют действительности. 

    Миф №1. Во время войны нельзя вносить изменения в Конституцию 

    На самом деле главный закон нельзя менять только когда в стране введено военное или чрезвычайное положение (ст.157 Конституции Украины). 

    Официально военный конфликт на востоке имеет название Антитеррористическая операция. Соответственно, никаких нарушений нет – Конституцию можно менять, что и подтвердил Конституционный Суд Украины (КСУ). 

    Обязательство реализовать Европейскую хартию местного самоуправления, взятое на себя Украиной, означает больше прав местным общинам и уход от централизованной модели управления государством. 

    Кроме того, есть заключение КСУ от 30 июля 2015 года № 2-в/2015 о том, что предложенные в Конституцию изменения не предусматривают отмены или ограничения прав и свобод человека и гражданина и не направлены на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины. И их можно принимать.

    Миф №2. Рада проголосовала за закон, выгодный Кремлю и написанный под его диктовку

    Прежде всего, следует понимать, что парламент голосовал не за закон. То, что происходило в стенах парламента 31 августа, было лишь предварительным утверждением законопроекта о внесении изменений в Конституцию относительно децентрализации власти.

    То есть это не закон. Это своего рода протокол о намерениях, обозначение направления, в котором будет двигаться страна. При этом речь идет о европейской модели управления государством.

    Украина, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, взяла на себя обязательство реализовать Европейскую хартию местного самоуправления. Это означает больше управленческих и финансовых прав местным общинам и уход от централизованной модели управления государством.

    Проект изменений в Конституцию Украины подготовлен с учетом рекомендаций экспертов Венецианской Комиссии (Европейская комиссия за демократию через право) – консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы.

    При этом все изменения соответствуют установленной в ст.2 Конституции Украины унитарной форме государственного устройства.

    Посыл о «руке Кремля» возник исключительно из-за наличия в тексте законопроекта указания на то, что предлагаемые изменения «соответствуют комплексу мероприятий по выполнению Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года».

    Миф №3. В текст Конституции вносится положение об особом статусе Донбасса

    В тексте предложенных изменений в Конституцию относительно децентрализации власти вообще нет такого понятия как «особый статус Донбасса».

    Есть раздел 10 «Административно-территориальное устройство Украины». И в нем есть пункт 18, гласящий: «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

    Но отдельный закон – это еще не особый статус. Более того, такой закон принят еще в прошлом году, но из-за ситуации на востоке он просто не может быть введен в действие, что и закреплено украинским законодательством.

    И к слову, «особый статус» прописан также для Киева и Севастополя: «Особенности Киева, Севастополя в системе административно-территориального устройства Украины определяются отдельными законами».

    Но в Киеве не стреляют, Севастополь аннексирован, поэтому все внимание сконцентрировалось на 18 пункте, касающемся Донбасса.

    Миф №4. Сепаратистам дают легализоваться при помощи «особого статуса», и в парламенте теперь будут заседать представители боевиков Донбасса

    Поправки в Конституцию говорят о том, что местное самоуправление некоторых районов Донбасса определяется отдельным законом. Каким именно – не указано. То есть законодательство в этом направлении может еще только формироваться.

    Действительно, на сегодняшний день единственным нормативным актом по этому поводу является принятый в 2014 году Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Причем с оговоркой, которая дана уже в ст.1: «временно, на три года со дня вступления в силу настоящего закона».

    И правда, с учетом нынешнего положения дел на востоке, в документе зафиксированы неприемлемые для множества украинцев положения.

    Например, ст. 3 говорит о «недопущении уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей».

    Статья 7 предусматривает финансирование этих территорий: «В законе о Государственном бюджете Украины ежегодно предусматриваются расходы, направляемые на государственную поддержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

    А статья 9 предусматривает особую «донбасскую милицию»: «создаются отряды народной милиции, на которые возлагается реализация задачи по охране общественного порядка в населенных пунктах этих районов».

    «Особый статус» не будет действовать, пока на Донбассе не пройдут местные выборы по украинскому законодательству.

    Людям, называющим себя патриотами Украины, не дает покоя и оговоренное в статье 4 «право языкового самоопределения каждого жителя в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В том числе и свободное использование русского языка. 

    Всеми этими пунктами умело манипулируют политические лидеры на всевозможных митингах. Звучали они и на «разогреве» перед трагическими событиями 31 августа. 

    Вот только никто из партийных вождей не упомянул в своих пламенных революционных речах один единственный факт. О том, что 17 марта этого года парламент проголосовал за законопроект №2378 «О внесении изменения в статью 10 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». 

    Упомянутый документ говорит о том, что «особый статус» не будет действовать, пока на Донбассе не пройдут местные выборы по украинскому законодательству. 

    И не просто выборы, а с обязательным соблюдением стандартов ОБСЕ. А именно: участием наблюдателей от Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, других международных организаций и иностранных государств, а также других официальных наблюдателей. 

    Для этого в обязательном порядке необходимо создать безопасные условия – с территории Украины должны быть выведены все незаконные вооруженные формирования, их военная техника, а также боевики и наемники. 

    При этом на определенных законом территориях должно быть возобновлено украинское теле- и радиовещание и обеспечено свободное распространение украинских печатных СМИ. 

    Иными словами, у Мотороллы нет никаких предпосылок участвовать в выборах и заседать в парламенте, как этим пугают патриотически настроенных, но не читавших законы украинцев. 

    Единственный вывод, который можно сделать, сопоставив нормы документов и их интерпретацию партийными лидерами перед своими сторонниками, – читайте первоисточники. 

    В дальнейшем это позволит избежать жертв на пути формирования европейской модели государственного управления в Украине.

    Теги: Верховная Рада законодательство столкновения особый статус Донбасса изменения в конституцию 31 августа
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив