Водителей ждет прямое урегулирование

    27 апреля, 2015 09:02
    С января следующего года неплатежеспособные страховые компании больше не смогут обманывать доверчивых покупателей полисов ОСАГО. Причиной тому станет введение прямого урегулирования убытков, успешно действующее в ряде стран Европы

    Автогражданка дорожает

    Страховые компании Украины готовятся к нашествию клиентов. В последние дни апреля они ожидают многократного увеличения числа покупателей полисов автогражданки. Причина – решение Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) о повышении с 1 мая базовой стоимости страховок на 25-30%. Скажем, если до недавнего времени водителю с безаварийным стажем более 4-х лет, владеющему зарегистрированным в Киеве автомобилем с объемом двигателя до 2 тыс. куб. см, приходилось платить за полис около 800 грн, то уже в мае за аналогичную страховку ему придется выложить более 1 тыс. грн. 

    «Граничный срок заключения договора ОСАГО – 2 месяца. То есть, можно купить страховку по  старым тарифам в апреле, а действовать она начнет в мае или июне», – объясняет директор Страхового брокерского дома «КРИСТО» Оксана Бардакова. 

    Пересмотр базовых тарифов объясняется увеличением расходов страховых компаний на ремонт и восстановление поврежденных автомобилей в связи с ростом курса доллара и евро, за которые покупаются автозапчасти и комплектующие. Если год назад средняя выплата по ОСАГО составляла в большинстве страховых компаний 5-7 тыс. грн, то сейчас – 15-17. При этом максимальные выплаты за ущерб, установленные еще в 2010 году на уровне 50 тыс. грн по имуществу и 100 тыс. грн по здоровью пострадавшего, остались на прежнем уровне. 

    Хотя еще в первой половине марта президиум Моторного (транспортного) страхового бюро принял решение обратиться в Нацкомиссию, осуществляющую регулирование рынков финансовых услуг, с просьбой пересмотреть лимиты и повысить их минимум в полтора раза. «Мы передали в комиссию наши методические материалы: в них прописаны варианты повышения лимитов ответственности в полтора-два-три раза. А комиссия будет выбирать», – объяснял тогда генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко. 

    Именно сохранение лимитов ответственности на прежнем уровне является одной из причин весьма прохладного отношения страховых компаний к грядущему повышению тарифов по ОСАГО. В компании PZU Украина считают, что для рынка это полумера. На самом деле нужно комплексно пересматривать как тарифы, так и страховое покрытие, в том числе и в отношении жизни и здоровья пострадавших. Также руководство PZU напоминает, что Украина обязалась приближать свое законодательство к требованиям Директивы ЕС по страхованию гражданской ответственности, где указаны минимальные суммы покрытия обязательного страхования на уровне 1 млн евро. 

    «При нынешних ценах на машины и комплектующие, 50 тыс. грн явно недостаточно для покрытия крупных убытков. Это значит, что система страхования не будет выполнять свою социальную функцию, так как часть владельцев автомобилей не смогут компенсировать убытки, – объясняет директор юридического департамента страховой компании PZU  Украина Василий Зубач. ­– По нашей статистике большая часть убытков (61%) в 2014 году не превышала сумму 10 тыс. грн. В тоже время в 5% случаев стоимость убытка выходила за рамки лимита, а значит, виновник ДТП должен был самостоятельно компенсировать пострадавшему разницу». 

    Председатель правления СК «Украинская страховая группа» («дочка» австрийской Vienna Insurance Group) Павел Нельга считает, что лимиты ответственности по имуществу необходимо повышать до 200-250 тыс. грн. Более существенно следует повышать и тарифы – примерно в 2-3 раза. «Для Киева полис ОСАГО должен стоить где-то 2,5-3 тыс. грн. И это не предел. Средняя цена на подобные полисы в Польше, Венгрии или Болгарии – 400-450 евро, в Чехии – 700 евро, в странах Западной Европы – 900-1000 евро. Рано или поздно мы тоже придем к этим тарифам», – говорит Нельга. Нынешнее же повышение тарифов, по его мнению,  способно лишь остановить рост убыточности по данному виду страхования, достигший у ряда компаний показателя 60% и выше, а также даст возможность страховым компаниям работать с рентабельностью в 5-10%. 

    А вот директор по развитию региональной сети и андеррайтингу СК «НОВА» Сергей Слупицкий уверен, что к поднятию цен следует подходить очень взвешенно, учитывая социальную составляющую данного вида страхования. «Повышение лимитов ответственности и размера страховых платежей должно найти точку равновесия между платежеспособностью населения и платежеспособностью страховых компаний», – прокомментировал он ситуацию для UA1.   

    Повышение тарифов не решит проблем 

    Большинство страховщиков сходятся в одном: увеличение расценок на полисы ОСАГО вряд ли способно изменить существующую на рынке ситуацию. Одни компании покрывают убытки пострадавшим в кратчайшие сроки, тогда как другие искусственно затягивают этот процесс на многие месяцы, занижают реальный размер убытков или вообще отказываются платить под разными предлогами, что подтверждается огромным количеством жалоб со стороны автовладельцев. 

    Неудивительно, что размер выплат по отношению к валовым сборам может отличаться у компаний в разы. К примеру, у ИНГО Украина этот показатель, по данным УНИИ «Права и экономических исследований», составил в прошлом году 63,1%, у УСГ – 60,4%, у АХА Страхование – 58,2, у ALLIANZ Украина – 57,9%, у PZU Украина – 52,5%. 

    В то же время у целого ряда компаний уровень выплат не превысил и 30%. Особенно показательна в этом плане НАСК «Оранта». В опубликованном порталом forinsurer.com рейтинге страховых компаний за 2014 год «Оранта» является лидером, собрав по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев более 232 млн грн. Но уровень ее выплат составляет всего 29,3%. 

    Сложно представить, что клиенты одних страховых компаний массово попадают в ДТП, тогда как клиенты других СК делают это редко. «Те, кто продает полисы по демпинговым ценам и не оплачивают ущерб клиентам, по-прежнему останутся неплатежеспособными, несмотря на рост тарифов», – уверен Павел Нельга. 

    Это мнение разделяет и Василий Зубач, по словам которого, приемлемый показатель убыточности страховых компаний очень сильно зависит от расходов компании, которые она несет для обеспечения собственной деятельности. «В Украине, к сожалению, не многие СК выдерживают мировые стандарты в отношении расходов на уровне до 20%. Высокие расходы компаний в сочетании с огромными комиссионными и с убыточностью даже 40-50% загоняют их в минус. Таким образом, они не могут себе позволить проводить страховые выплаты в полном объеме. Страховщики, которые не платят сверхкомиссий, способны выплачивать больше, и иметь убыточность на уровне 60-70%», – объясняет г-н Зубач. 

    Впрочем, затягивание сроков выплат и занижение их размера – не единственная неприятность, с которой может столкнуться автовладелец. В прошлом году полисы автогражданки продавали 18 компаний, признанных банкротами из-за задолженности перед фондами МТСБУ. «По закону после оглашения банкротства компании страховые агенты должны сдать все полисы и прекратить страховую деятельность. На деле же многие продолжают продавать полисы по демпинговым ценам, а деньги кладут себе в карман, в результате чего полис является недействительным, а его владелец – незащищенным», – говорит Оксана Бардакова. 

    Платить будут по-новому 

    По мнению Василия Зубача, проблему недобросовестных страховых компаний, которые не беспокоятся о выплатах пострадавшим, лучше всего решать с помощью системы прямого урегулирования убытков. Она принципиально меняет подход водителей к выбору страховой компании, по этой системе пострадавший водитель получает выплату не от чужой страховой компании, а от своей. Это значит, что при покупке полиса ОСАГО водители будут вынуждены обращать внимание не только на его стоимость, но и на надежность страховщика. 

    Идея внедрения данного способа покрытия убытков не нова. Он применяется во Франции, Бельгии, Италии. С 2009 года прямое урегулирование введено в России, а с 2010-го – в Беларуси.  В Украине о необходимости внедрения этого способа расчетов говорят не один год. Но до недавнего времени дальше разговоров дело не шло, поскольку далеко не все компании поддерживают это нововведение.

     Сергей Слупицкий считает, что украинский страховой рынок к этому методу не готов, поскольку отсутствуют понятные и действующие механизмы и органы, которые обеспечат взаимодействие между участниками рынка, в том числе между страховыми компаниями. «В России прямое урегулирование вскрыло целые сегменты проблем и на данный момент нельзя сказать, что этот механизм урегулирования является однозначно лучше «классического»», – отмечает он.

     Страховщикам непросто наладить единый механизм взаимных выплат между компаниями. «Какие суммы будут перечисляться, в какие сроки, каким образом – вопросов для обсуждения еще много. Но главное требование останется неизменным – этот механизм должен быть прозрачным, простым и быстро действующим», – говорит Василий Зубач. 

    Тем не менее, в планах МТСБУ внедрить схему прямого урегулирования с 1 января 2016 года. Как рассказал UA1 Павел Нельга, расчеты между страховщиками будут осуществляться через клиринговый центр, созданный МТСБУ и банком-партнером. Необходимость оперативно и своевременно пополнять клиринговый (депозитный) счет станет лакмусовой бумагой для выявления неплатежеспособных компаний. Невыполнение этого условия будет основанием для автоматической остановки членства страховщика в МТСБУ и инициирования приостановления его лицензии. «Если это произойдет, недобросовестные страховщики уже не смогут обманывать доверчивых клиентов. Во-первых, у них попросту нет средств для внесения гарантийного депозита, во-вторых – покупатели полисов сами отсеют неблагонадежные компании», – уверен Нельга, добавив, что с августа-сентября нынешнего года будет введен электронный полис ОСАГО.
    Теги: дтп МТСБУ ОСАГО
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив