Варианты для Донбасса. Есть ли альтернатива Минску?

    25 августа, 2015 11:41
    Одновременно с активизацией боевых действий на Донбассе в повестке дня украинских и зарубежных политиков актуализировался вопрос новых мирных переговоров между сторонами конфликта

    О невыполнении и неэффективности Минских соглашений начали говорить практически сразу после их подписания. Новая эскалация на Донбассе и отсутствие прогресса в мирном процессе возобновили обсуждение формата, в котором должны вестись переговоры для разрешения украинского кризиса.

    Польша предлагает свои услуги и призывает включить в переговоры США. Петр Порошенко осуществил визит в Берлин и планирует посетить Брюссель для согласования позиции по Донбассу с Европой. А Россия вместе с сепаратистами продолжают верить в Минск.

    Закат «Нормандского формата»?

    Вторые Минские соглашения, заключенные 12 февраля 2015 года, стали результатом переговоров в «Нормандском формате»: Украина – Германия – Франция – Россия. В Украине эти соглашения всегда критиковали за уступки сепаратистам и России, а также за взятие на себя большего количества обязательств, чем вторая сторона конфликта.

    С момента заключения договора прошло полгода, а он так и не начал действовать в полной мере. Первые три пункта соглашения о «незамедлительном и всеобъемлющем прекращении огня», об «отводе всех тяжёлых вооружений обеими сторонами», а также об «обеспечении эффективного мониторинга и верификации режима прекращения огня со стороны ОБСЕ» так и не были выполнены.

    Однако такая ситуация не мешает России и сепаратистам требовать от Украины выполнения 11 пункта соглашения о проведении конституционной реформы.

    «Минск, безусловно, исчерпал себя. Надежд на результативность уже нет. Одна из сторон, ключевая сторона, – Россия не собирается менять свою позицию, и рассчитывать на то, что Минские соглашения будут работать, не приходится», – считает бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.

    Профессор кафедры политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань, в свою очередь, напоминает, что Минские соглашения «остаются единственными договоренностями, которые фиксируют хоть какие-то обязанности со стороны России». Но на этом их преимущества, похоже, и заканчиваются.

    «Мы должны понимать, что Минск-2 – это очень противоречивый документ, и его можно трактовать по-разному. Мы видим, что эти договоренности не выполняются, из-за этого возникает вопрос о необходимости их пересмотра. Или выходить на новые соглашения в рамках Минска – Минск-3, например, или менять формат», – отметил политолог в разговоре с UA1.

    Европа будет до конца держаться Минских договоренностей и требовать их реализации.

    Поисками нового формата для переговоров занимаются и в администрации президента. В понедельник 24 августа Петр Порошенко посетил Берлин, где встретился с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. Официально говорится о том, что среди обсуждавшихся вопросов – ситуация на Донбассе и состояние выполнения Минских договоренностей. После Берлина Порошенко направится в Брюссель на переговоры с лидерами ЕС.

    По словам замглавы администрации президента Константина Елисеева, проведение этих встреч является «свидетельством совместной глубокой обеспокоенности ухудшением ситуации с безопасностью в регионе в результате российской агрессии против Украины».

    Об обеспокоенности мы слышим уже полтора года, но во время визита в европейские столицы Порошенко может предложить партнерам переформатирование переговоров по Донбассу, новый подход.

    Хотя сам Гарань уверен, что Европа будет до конца держаться Минских договоренностей и требовать их реализации.

    «В первую очередь Франция и Германия попробуют выжать максимум возможного из того, что уже подписано в Минске», – подчеркнул эксперт.

    Польская инициатива

    Первым об изменении формата переговоров по Донбассу заговорил новый президент Польши Анджей Дуда.

    Он уверен, что изменения в рамках «Нормандского формата» уже не имеют смысла, а к мирным переговорам может присоединиться и Польша. «Сегодня есть потребность в создании чего-то полностью нового, новой инициативы, с тем, чтобы достичь мирного урегулирования конфликта. Это должен быть значительно расширенный формат, с участием мощных государств ЕС с одной стороны, но также и США и, если будет такая воля, соседей Украины», – сказал Дуда.

    Вторит ему и бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, настаивая на необходимости усиления в переговорах по Донбассу роли ЕС и соседей Украины. «В вопросе Украины Евросоюза нет даже за столом переговоров. Зато Франция и Германия – ни одна из которых не имеет общей границы с Украиной – взяли на себя управление российской агрессией, лишь с частичным успехом», – заявил Сикорский.

    По мнению Гараня, польское заявление подталкивает к рассмотрению вопроса об изменении формата переговоров. «Это тоже какое-то давление в рамках Европейского союза на другие страны, на руководство ЕС, чтобы они занимали более четкую позицию в отношении конфликта в Украине. Это ситуация, которая намекает, что формат в принципе можно и нужно пробовать менять», – считает политолог.

    Задача Кремля – ускорить процесс включения самопровозглашенных республик в состав Украины в их нынешнем виде и переложить обязательства по содержанию проблемного региона на Киев.

    Предложение Польши сразу же раскритиковали Москва и сепаратисты, заявив об отсутствии необходимости расширения списка переговорщиков.

    Бывший дипломат, председатель правления фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко полагает, что инициатива Польши продиктована, в первую очередь, внутренней политикой и попыткой Дуды оправдать ожидания собственного электората.

    «Польша разочарована той ролью и вниманием, которое ей уделяется со стороны НАТО и ЕС. Избиратели Дуды ожидают увеличения значимости Варшавы на международной арене. В последнюю очередь такая инициатива продиктована интересами остановки войны на Востоке Украины, хотя Польша в любом случае поддерживает Украину», – отмечает Яременко.

    Дипломат считает рациональными предложения Дуды о включении в переговоры по Донбассу США. «Менее понятно, что на переговорах будут делать страны, которые могут ощутить последствия конфликта на себе, но не могут реально повлиять на конфликтующие стороны, – такие, как Польша», – подчеркнул он в комментарии UA1.

    Россия за статус-кво

    Москву больше всех устраивают Минские соглашения и существующий формат переговоров. Поэтому и официальный Кремль, и представители сепаратистов выступают против каких-либо изменений.

    Россия недовольна лишь темпами выполнения Украиной взятых на себя обязательств и своеобразной трактовкой их Киевом. Задача Кремля – ускорить процесс включения самопровозглашенных республик в состав Украины в их нынешнем виде и переложить обязательства по содержанию проблемного региона на Киев.

    Для этого россияне, по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, даже «подготовили развернутый, страниц на восемь документ, рассматривающий, насколько действия Киева соответствуют принятым обязательствам, и передали его государствам – гарантам Минских соглашений».

    Лавров заявил, что этот документ можно использовать в рамках предстоящих контактов «нормандской четверки» для «анализа действий украинских властей». При этом анализировать свои действия и действия сепаратистов в рамках минского процесса в Москве не намерены. Складывается впечатление, что в представлении России Минские соглашения – это договор, подписанный только Украиной, исключительно с ее односторонними обязательствами.

    Оптимальный вариант – возвращение к «Женевскому формату», который предполагает участие Украины, России, Европейского союза и США.

    Ситуация доходит до абсурда. Вот Россия решила обсудить украинскую Конституцию в «нормандском формате». И тут же какие-то юристы – эксперты собираются в Берлине, чтобы объяснить другим странам изменения в нашу Конституцию, а Россия еще и предлагает свои правки.

    О том, что речь о Конституции суверенного государства, о нашем законе внутреннего пользования, похоже, вообще никто не задумывается. Почему бы тогда не собраться и не обсудить Конституцию Германии, или той же России?

    Вместе с тем, Россия продолжает настаивать на необходимости прямых переговоров Киева с сепаратистами, а также согласования изменений Конституции и с ними тоже.

    США нам поможет?

    Если на протяжении шести месяцев существования Минских договоренностей и был период, когда их положения пытались реализовывать, то он совпал с моментом двусторонних консультаций между США и Россией по поводу Донбасса.

    Визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи и консультации по линии Виктория Нулланд (помощник госсекретаря США) – Григорий Карасин (замглавы МИД РФ) способствовали минимальному прогрессу в выполнении Минских соглашений. В это же время под давлением Нулланд Украина дала старт конституционной реформе, включающей и упоминание об особом статусе для Донбасса.

    После прекращения эффекта от этих переговоров выполнение достигнутых в Минске договоренностей вновь застопорилось. Возможно, новый импульс в разрешении украинского конфликта даст визит Владимира Путина в Нью-Йорк на Генассамблею ООН в сентябре, во время которого американо-российские консультации по Донбассу продолжатся.

    В случае изменения формата переговоров по украинскому кризису включение в них США видится наиболее логичным и необходимым.

    Алексей Гарань считает оптимальным вариантом возвращение к «Женевскому формату», который предполагает участие Украины, России, Европейского союза и США.

    Когда Россия сидит за круглым столом и всем рассказывает, что она – гарант обеспечения мира, а сама его каждый день нарушает, назвать это можно только театром.

    Владимир Огрызко и вовсе выступает за переговоры не в рамках круглого стола, а в формате «международная коалиция – агрессор».

    «За одним столом должны быть страны, которые следуют нормам международного права, которые эти нормы уважают, которые слышат друг друга и живут по одним цивилизационным правилам. Это должны быть гаранты территориальной целостности Украины: США, Великобритания, Франция, Германия, Европейский союз, НАТО», – отметил экс-министр в комментарии UA1.

    По мнению Огрызко, именно такой коалиции удастся выработать эффективную политику против российской агрессии. «А когда Россия сидит за круглым столом и всем рассказывает, что она – гарант обеспечения мира, а сама его каждый день нарушает, назвать это можно только театром», – подчеркнул он.

    Богдан Яременко, в свою очередь, полагает, что вопрос формата переговоров вообще второстепенен на фоне четкого определения истинных задач Украины в переговорах.

    «Если украинская дипломатия и дальше будет использовать международные переговоры для того, чтобы брать на себя односторонние обязательства, не достигая прекращения огня, не ставя вопрос о возвращении аннексированных территорий, не закрепляя это на бумаге, то ни один формат не будет эффективным», – считает эксперт.

    Однако при обсуждении любых дипломатических переговоров и консультаций не стоит забывать, что Киев давно потерял субъектность в международных отношениях, и изменить такое положение в ближайшее время не удастся. Конечно, Украина должна иметь собственную позицию и линию поведения, но не стоит особо удивляться, когда она будет корректироваться нашими партнерами. И лучше пусть эти партнеры будут с Запада, чем с Востока.

    Теги: Россия США Польша Порошенко Донбасс минские соглашения переговоры ЕС Анджей Дуда особый статус Донбасса изменения в конституцию
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив