В очередь. Заработает ли в Украине электронное правительство

    19 июня, 2015 17:01
    Мы стоим в очередях много и подолгу. Это неизбежно везде, где необходим контакт с госструктурами. Решение проблемы уже привычно взяли на себя волонтеры

    Чтобы жениться, попасть на консультацию к врачу, получить справку о доходах, нужно непременно отстоять в очереди, и это воспринимается как зло, которого невозможно избежать.

    «Люди хотят не в очереди стоять, а при помощи нескольких кликов мышкой получить нужную услугу. Бизнес уже давно к этому пришел, – констатирует заместитель главы Администрации президента по вопросам проведения реформ Дмитрий Шимкив. – К сожалению, в госорганах власти это проходит медленно».

    По результатам международной оценки развития электронного управления «United Nations E-Government Survey 2014» Украина заняла 87 место среди 193 стран-членов ООН. Для примера, в 2010 году у нас было 54 место.

    Уже три года идет разработка Единого государственного портала административных услуг, который так и не заработал

    Такое стремительное падение руководство Госагентства по вопросам электронного управления, которое и озвучило эту информацию, объясняет тем, что госструктуры в большинстве своем не предоставляют необходимые людям услуги в электронном виде.

    Справедливости ради стоит признать, что подвижки в этой области все же есть. Работает кабинет админуслуг Минюста и кабинет плательщика налогов в Государственной фискальной службе.

    На портале Архитектурно-строительной инспекции доступны некоторые услуги для застройщиков. В электронном варианте записывают малышей в детсады Ивано-Франковска и Киева. Успешно действует интерактивный портал Центра оценивания качества знаний для абитуриентов.

    Но этого недостаточно. Уже три года идет разработка Единого государственного портала административных услуг, который так и не заработал. И несмотря на десятки нормативных актов и законов, регулирующих сферу получения электронных услуг, большинство украинцев, как и прежде, простаивают в очередях за бумажной справкой.

    В этом плане Украина отстала от Европы на 15 лет. Еще в 2000 году Европейская комиссия основала инициативу «Электронная Европа» (e-Europe). И проблема бумажных справок перестала существовать как таковая.

    Сегодня в ЕС есть утвержденный список базовых государственных электронных услуг. В него вошли такие сервисы для физлиц, как подача налоговых деклараций, получение социальной помощи, оформление гражданских документов, регистрация автотранспорта – в общей сложности 12 позиций. А также 8 услуг для бизнеса, в частности, регистрация предприятия, госзакупки, различные виды финансовой отчетности.

    Украинцам об этом пока остается только мечтать, а чиновники кивают на ряд проблем, которые не дают развивать цифровое общество.

    Что мешает чиновникам

    Глава Госагентства по вопросам электронного управления Александр Рыженко говорит, что запланированный прорыв в этой сфере наталкивается на комплекс проблем, решение которых, по его словам, сейчас в приоритете.

    Законодатели никак не могут определиться, как человек в сети будет доказывать, что это именно он

    Прежде всего, в Украине нет четкого перечня админуслуг. Никто не знает, сколько их вообще – цифры самые разные. По последним данным Минэкономики, их количество достигает 3 тысяч. Какие из них можно «оцифровать», а какие нет – неизвестно, поскольку никто этим вопросом не занимался.

    Кроме того, ведомства практически не взаимодействуют в плане электронной коммуникации – каждое живет своей жизнью.

    «Например, человек оплатил услугу, и оплата идет на счет госказначейства, – приводит пример Рыженко. – А госорган, предоставивший услугу, не может получить оттуда подтверждение, что деньги получены, и требует бумажную квитанцию».

    Также один из главных принципиальных моментов – проблема идентификации личности при получении услуги. Законодатели никак не могут определиться, как человек в сети будет доказывать, что это именно он.

    Тем не менее, даже в такой, казалось бы, тупиковой ситуации, выход все же есть.

    «Реально действующая модель – это созданные общественностью и бизнесом информационные ресурсы, которыми начнет пользоваться государство, – считает Шимкив. – В выигрыше все: на создание таких ресурсов не нужны бюджетные деньги, а люди будут в полной мере получать услуги в электронном варианте. Это классический пример государственного и общественного партнерства».

    В качестве доказательства он приводит в пример успешно действующую общественную платформу для проведения госзакупок prozorro.org.

    Ее создали волонтеры совместно с бизнесменами, а министерства используют для проведения тендеров. Первопроходцами стали Минобороны, Минэкономики, Администрация президента и Минюст. Затем по настоятельной рекомендации президента подтянулись и все остальные ведомства.

    В результате открытых торгов на этой площадке с начала года удалось сэкономить 36 млн бюджетных гривен. При этом портал остается в ведении общественной организации, а государство просто эффективно его использует.

    Система в действии

    Подобный проект для более широкого круга пользователей под названием igov.org.ua уже запущен в тестовой версии. Он должен взять на себя функции выложенного в сеть, но «мертвого» Единого государственного портала административных услуг.

    Не дождавшись электронных благ от государства, волонтеры из общественной организации противодействия коррупции ICT решили сделать это самостоятельно.

    В их планах собрать на одной платформе все услуги, которые государство должно предоставлять своим гражданам.

    До конца года волонтеры планируют 20% всех госуслуг перевести в электронный вариант

    Один из сооснователей организации Дмитрий Дубилет рассказал, что пока на портале доступны только 9 услуг для Днепропетровска и Львова. Но в ближайшее время появятся еще 47, в работе – 492. Доступны они будут по всей Украине.

    «Это будет зависеть от того, насколько быстро будет развиваться сотрудничество с госорганами во всех регионах, – говорит Дубилет. – Опыт показывает, что если есть желание, то все разворачивается очень быстро».

    По его словам, готовность предоставлять услуги при помощи этого портала уже высказали около 60 госорганов, поддержка есть, и до конца года волонтеры планируют 20% всех госуслуг перевести в электронный вариант.

    В ближайших планах пилотный проект регистрации автотранспорта в Киеве и Днепропетровске, предварительное согласие ГАИ уже есть. А также оформление загранпаспорта и регистрация места проживания.

    Дубилет продемонстрировал, насколько единый портал может облегчить жизнь на примере получения справки о несудимости.

    «Ежегодно ее получают до 500 тыс. украинцев, и каждому из них приходится минимум трижды простаивать в очередях, – говорит он. – В первый раз для того, чтобы подать заявку. Второй – чтобы получить справку и третий – чтобы отнести ее туда, где требуют».

    На портале все это делается в течение нескольких минут: пользователь выбирает нужную услугу, авторизуется, и запрос автоматически отправляется в МВД. Через 10 дней справка готова.

    Этот механизм уже действует для жителей Днепропетровска. Когда эксперимент распространится на всю страну, разработчики планируют получение справки и предоставление ее в нужную структуру также сделать в электронном виде.

    Что касается основополагающей, по мнению чиновников, проблемы идентификации личности для получения услуги, то на iGov это вопрос решили просто и в правовом поле.

    При авторизации человек либо использует индивидуальную цифровую подпись (распространена в основном среди юридических лиц), или авторизуется при помощи системы Mobile-банкинг того банка, в котором обслуживается.

    Сейчас авторизацию на этом портале поддерживают один коммерческий и один государственный банк, до конца года в системе будут все крупнейшие банки Украины.

    Вопрос безопасности

    Первый вопрос, который возникает при пользовании электронными услугами – насколько это безопасно в плане защиты личных данных.

    «Личные данные не находятся на портале, – объясняет Шимкив. – Они находятся в банке, через который вы авторизуетесь в системе. При получении банковской карты все ваши данные, включая скан паспорта, получает банк, он же и решает все вопросы безопасности».

    Механизмы кибер-атак и защиты хорошо известны, и государство сможет позаботиться о безопасности системы

    Но остается еще проблема глобальной безопасности системы электронного предоставления услуг. К примеру, в Эстонии на фоне информационного противостояния с Россией в 2007 году порталы госструктур и крупнейших банков в течение двух недель были полностью парализованы хакерскими атаками россиян.

    По словам разработчиков, механизмы кибер-атак и защиты хорошо известны, и государство сможет позаботиться о безопасности системы.

    «Нам над этим работать нет необходимости, потому что мы используем готовые средства и решения, – объясняет UA1 один из создателей платформы Владимир Белявцев. – Пока это частная инициатива, это допустимо. А к тому времени, когда портал передадут государству, оно создаст ресурс для надежной защиты от хакерских атак и прочих неприятностей».

    Когда исчезнут очереди

    По словам Шимкива, сейчас государство не готово заведовать созданным волонтерами порталом электронных услуг.

    «Портал сразу же попадает в сферу деятельности большого количества ограничительных факторов, – признает он. – Госструктуры скажут, что им нужно строить для обслуживания сайта большой дата-центр, нужно много денег, персонала и т.д.».

    Поэтому сейчас пока речь идет только о партнерских отношениях между IT-волонтерами и государством.

    Тем временем, предполагается, что правительство, наконец, утвердит разработанную Госагентством по вопросам электронного управления концепцию по введению электронных услуг.

    До конца следующего года предполагается запуск пилотных проектов и доработка нормативно-правовой базы. А на 2017-2018 годы запланирован запуск приоритетных электронных услуг – таких же, как в ЕС.

    «Это довольно сложный процесс, потому что приходится убеждать госорганы власти, что электронные услуги это нормально, это нестрашно, – признается Шимкив. – Приходится объяснять, что так работает весь мир, и нам придется работать в этом направлении».

    Теги: реформы днепропетровск Киев Евросоюз львов евростандарты э-правление
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив