В любой момент Порошенко могут сместить – экс-судья КСУ Шишкин

    13 сентября, 2016 12:37
    Судья Конституционного суда в отставке о том, кто и как может «убрать» президента, за что нужно посадить Яценюка и почему наши реформы – это карточный домик

    В 90-х годах этот человек стоял у истоков формирования практически всей законодательной базы нового государства – независимой Украины. Первый генпрокурор, трижды нардеп и судья Конституционного суда, Виктор Шишкин сегодня имеет уникальную возможность анализировать эффективность работы как минимум трех государственных структур – прокуратуры, парламента и судов.

    Он обладает не только огромным практическим опытом, но и подробной информацией о закулисных играх внутри упомянутых структур. И в отличие от действующих судей, которым демонстрировать свою личную позицию по этим вопросам запрещает Конституция, приставка «в отставке» позволяет ему откровенно высказывать свое мнение.

    Благодаря этому UA1 удалось обсудить с Виктором Шишкиным наиболее острые и болезненные вопросы, касающиеся процессов, происходящих в этих ветвях власти. И начать решили с наиболее близкой ему судебной системы.

    Дело сбежавшего из Украины судьи Николая Чауса, хранившего взятки в стеклянных банках, вновь поставило вопрос: должна ли быть у судей неприкосновенность? Ведь пока парламент разрешит арестовать судью-взяточника, тот уже будет пить коктейль на берегу океана.

    С одной стороны судье нужно обеспечить неприкосновенность от злоупотреблений так называемых органов правопорядка – полиции, СБУ, прокуратуры.

    В отличие от них судья принимает окончательное решение – никто не несет такой ответственности. И он должен иметь право решать, не будучи под дамокловым мечем.

    В 90-х годах, для того, чтобы защитить судей, мы перегнули палку с неприкосновенностью. Но мы ведь не могли предвидеть, что судейский корпус будет заточен под криминал и взяточничество.

    Думаю, сейчас наиболее правильный выход в том, что подозреваемый судья должен быть сразу задержан, даже если это ошибка. Сейчас в Конституции предусмотрен срок задержания на 72 часа. Я считаю, нужно пойти молдавским путем – их Конституция предусматривает задержание на 48 часов.

    Даже если прокуратура ошибется или будет заточена на неправомерные действия, и судья будет задержан незаконно – через 48 часов перед ним извинятся, компенсируют ему ущерб. Но это выход из положения, задерживать нужно сразу.

    Это похоже на элемент зависимости. Сегодня и так слишком много фактов говорит о том, что судей жестко контролируют люди из АП. Вам что-то известно по этому поводу?

    Знаете, есть такой судья Богдан Футей? Это единственный украинец-федеральный судья США. Федеральных судей назначает президент, ему они приносят присягу. Я спрашивал Футея: после того, как ты видел президента, когда присягал, ты его еще раз видел лично? Он говорит – ни разу.

    Наши же судьи сами себя лишили независимости. Я иногда критикую судей КС – чего это вы пошли на заседание парламента? Что вы там потеряли?

    Что касается судей общей юрисдикции, просачивается информация, что их контролируют так называемой системой перевода, когда нормальных судей из Киева переводят в другой город, а на их место присылают из периферии.

    Так называемая судебная реформа не дает судьям независимость, а наоборот – углубляет их зависимость от АП.

    То есть в их работу все же вмешиваются?

    У меня нет достоверных фактов, но есть косвенные улики. Например, ситуация с судьей Чернушенко (экс-глава Апелляционного суда Киева, в 2015 году обвинил Петра Порошенко и замглавы АП Алексея Филатова во вмешательстве в рассматриваемые им уголовные дела – ред.).

    Я его знаю и верю его словам о том, что на него по делу Пукача давил Филатов. У меня нет оснований не доверять Чернушенко.

    И еще одно: появление людей из АП на судейских форумах, конференциях. Это не отвечает европейским нормам, это совок. И тот же Филатов, другие сотрудники Администрации являются элементами совкового менталитета вместе со своим патроном Порошенко.

    В таком случае, что вы думаете об инициативе привлекать иностранных судей и прокуроров? Возможно, они будут более независимы?

    Я категорически против. Это госслужба, где должны работать граждане Украины, иначе мы рушим само понимание госслужбы. Кроме того, они должны сдать экзамен на знание нашей правовой системы.

    Например, при моем достаточном знании немецкой правовой системы я не смогу там работать, потому что их право нужно знать углубленно. Более того, француз так же не сможет работать в Германии, а немец – во Франции.

    Даже у австрийцев и немцев могут быть проблемы из-за отличия в терминологии. Например, одно и то же слово у немцев обозначает убийство, а у австрийцев – убийство с отягчающими обстоятельствами. Не зная этих нюансов и просто филологически переводя эту терминологию, в Украине можно ошибиться.

    Тогда вернемся к украинским судьям. За последний месяц зафиксирована массовая подача заявлений с прошением об отставке. Это странным образом совпало со стартом электронного декларирования доходов. Как вы думаете, это действительно исход коррупционеров из судов?

    А чем угрожает судье электронное декларирование? Он обязан сдать декларацию за предыдущий год, т.е. сегодня – за 2015-й. А если уволится сейчас, то в следующем году он все равно обязан ее подать за 2016 год. И если будут выявлены какие-то нарушения, то увольнение ни от чего судью не защищает.

    У нас неблагоприятный инвестиционный климат вне зависимости от того, объявлено военное положение или нет.

    Кстати, уже сейчас звучат призывы закрыть для общественности доступ к информации электронных деклараций чиновников. С такой инициативой выступил министр юстиции Павел Петренко. Что вы об этом думаете?

    Посмотрите на наших бедных, как церковная мышь, прокуроров. Но есть два дома у матери, три дома у тещи, три у двоюродной сестры. Электронное декларирование должно всех этих родственников показать.

    Посмотрите на Кончу Заспу – там стоят стены высотой в пятиэтажку. Если бы все эти стены забрать и перенести на границу с Московией, то не нужно было бы стену Яценюка строить. Если мы публичное общество, вся эта скрытность должна быть ликвидирована и информация должна быть доступной.

    Конечно, в электронном декларировании есть перекосы, но для раскрытия и публичности информации об имуществе и доходах я считаю этот шаг правильным.

    И все-таки в чем же тогда причина массового увольнения судей?

    Несмотря на позорно неправдивую разрекламированность так называемой судебной реформы, она не дает судьям независимость, а наоборот – углубляет их зависимость от АП.

    Увольняются судьи, которые поняли, что они еще больше будут зависимы и не хотят этого. Зачем им докладывать какому-то Филатову? Или стоять навытяжку перед каким-то главой районной или областной госадминистрации?

    И каковы основные факторы этой зависимости?

    Переходные положения говорят о том, что за президентом до 2017 года остаются полномочия перевода судей.

    Также судей пожизненно назначает президент, а не парламент. А что это значит в нашей постсоветской системе? Это кабинетное непрозрачное решение.

    Мы в 1995-96 годах, когда писался современный текст Конституции, пытались уйти от этого, сделать максимально прозрачным назначение и увольнение судей.

    Но самое главное в так называемой судебной реформе – Конституцию вообще нельзя менять в условиях военного положения, это государственное преступление со стороны депутатов, АП и президента.

    Волонтеры и добровольцы оказались вне правового поля, они являются незаконными военными формированиями.

    Но официально военное положение не введено, а противники этого уверяют, что такой шаг обрушит экономику – в воюющую страну никто не будет инвестировать.

    Есть куча аргументов, типа завтра путинские танки будут в Киеве, это оглашение войны и т.д. Я это называю системой манипуляции. В спецслужбах есть такое понятие, как операция прикрытия. Это прикрытие, попытка уйти от главного. А главное – это невыполнение президентом Украины своих конституционных обязанностей Верховного главнокомандующего.

    Не будет инвестиций? Так их и так не будет – у нас неблагоприятный инвестиционный климат вне зависимости от того, объявлено военное положение или нет. У нас есть внешний фактор – ведение боевых действий. И внутренние – коррупция и администрирование, то, что называется документальной волокитой. Эти три составляющие и являются преградой для широких инвестиций.

    Еще говорят, что в этом случае будут существенно ограничены права и свободы граждан.

    Не нужно бояться слова «ограничения», потому что иногда они нужны. Например, американцы пошли на ограничение своих конституционных прав после терактов 11 сентября. Потому что есть вопрос целесообразности и приоритетов.

    Да, какие-то ограничения были бы полезны. Тогда у нас не было бы проблем с «Интером» и другими телеканалами, проводящими пророссийскую политику в Украине, и фактически являющимися батальонами идеологического фронта противника.

    Или взять наших граждан на оккупированных территориях – они уже ограничены в своих правах. Мы не можем их защитить. Они не могут предъявить претензии России, потому что Украина не объявила ее страной-агрессором, и не ввела военного положения.

    Ограничены права волонтеров и добровольцев. Те, кто сейчас защищает Родину, оказались вне правового поля, они являются незаконными военными формированиями. Хотя эта проблема также решается введением военного положения.

    Сегодня президенту Порошенко можно предъявить практически все обвинения, которые были предъявлены Януковичу.

    Есть еще одно мнение – военное положение может стать благодатной почвой для военного переворота. Слухи о нем периодически всплывают, и в этой связи упоминают фамилию Авакова.

    Для того чтобы прийти к власти в ходе переворота, необязательно оперировать военным положением. Смотрите, сегодня президенту Порошенко можно предъявить практически все обвинения, которые были предъявлены Януковичу. В частности, самоустранение от исполнения своих президентских обязанностей. Объясню почему.

    Открываем первую статью Закона о военном положении. Там написано, когда оно вводится: при нападении на нашу территорию, при угрозе нападения.

    У нас есть нападение на территорию? Да у нас целый Крым оккупирован и аннексирован! Вторжение войск на Донбассе – у нас куча доказательств участия российских войск. Это нападение.

    То есть президент должен ввести военное положение. А он самоустранился от исполнения своих обязанностей Верховного главнокомандующего и обязанностей по введению военного положения. Более того, он их не просто игнорирует, но и всем пытается доказать, что у нас нет условий военного положения. При этом он проводит мобилизацию.

    Поэтому любая структура – добробаты, Аваков со своим МВД, кагэбешники со своим СБУ и даже парламент – могут завтра сказать, что Порошенко на посту президента Украины самоустранился и  не выполняет свои обязанности. Так сделали в отношении Януковича.

    И думаю, в АП этот вариант уже просчитали, потому что в КС есть представление о признании постановления ВР с такой формулировкой относительно Януковича неконституционным. То есть Порошенко пытается себя защитить, он понял, что и к нему может быть применена та же формула.

    А вот введение военного положения как раз может его немного обезопасить от тех действий, которые могут последовать от Авакова. Вот почему он и заговорил об этом.

    Возбуждение уголовного дела против Авакова во времена Януковича – это не только политическая расправа, для этого действительно были основания.

    Кстати, Аваков ведь человек Яценюка. Именно через него Арсений Петрович продолжает контролировать правительство. Когда-то вы говорили, что не прочь посадить Яценюка. За что вы его так?

    Его можно посадить хотя бы с формулировкой «покушение на измену Родине», когда он сказал, что хочет продать миллион гектаров украинской земли. Поскольку он это не осуществил, то это так называемое покушение.

    А в принципе у нас есть такой термин, как «злоупотребление служебным положением», «превышение должностных полномочий», «ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». В этом блоке Яценюку можно  вспомнить все, связанное с пенсиями, доходами граждан, коммунальными тарифами, другими его инициативами  – там полкодекса можно набрать, если захотеть. И срок давности не прошел.

    Что касается фигуры Авакова, то я к нему отношусь негативно не только с точки зрения его принадлежности к олигархическому клану. Думаю, что у него предыдущий бизнес был не такой уж чистый. И возбуждение против него уголовного дела во времена Януковича – это не только политическая расправа, для этого действительно были основания.

    То есть при Януковиче кому-то все же доставалось по заслугам?

    Поймите, мы не должны все видеть только черным или только белым. Элементарный пример: все мы знаем преступную организацию гестапо. Но в их полномочиях была и борьба с коррупцией. Кто скажет, что борьба с коррупцией – это плохо?

    И когда мы говорим, что при Януковиче открыли уголовное дело, то это необязательно негатив. Просто против своих они не открывали, а против политических конкурентов, но таких же экономических преступников, открывали.

    Все, кто хочет занять политические должности в государстве, обязаны пройти курс обучения, что такое государство и презентовать свой взгляд на государственное устройство.

    Несмотря на это, Аваков стал главой МВД и сейчас очень горд новой полицией. Но в последнее время созданная им красивая картинка начинает рассыпаться. Что пошло не так?

    Это карточный домик. Не так все заложено в основе. Какой фундамент закладывался, такой и результат. Наших полицейских не научили даже элементарным вещам – правильно составлять документацию. То, что называется протоколом задержания или фиксации доказательств.

    Правильно оформленная документация – это правильное оформление доказательной базы. А если она вызывает сомнение, то преступника практически нельзя посадить.

    Мне давали почитать их «творения». Так вот, на одной из судейских конференций я спросил: кто может обвинить Шишкина в коррупции? Не поднялось ни одной руки. Я тогда говорю – берем любые десять протоколов, и я оправдаю всех, кто обвиняется на основании этих документов. Потому что они оформлены так, что не могут рассматриваться как допустимое доказательство.

    То есть у нас сотня расстрелянных на Майдане, тысячи убитых на востоке, а мы топчемся на месте. Что же еще должно произойти в стране, чтобы мы двинулись вперед?

    Знаю только одно – Яценюки, Порошенки, Гройсманы, Парубии не должны быть во власти.

    Следующий этап – все, кто хочет занять политические должности в государстве, обязаны пройти курс обучения, что такое государство, государственное устройство и государственное строительство. Потом пройти экзамен, презентовать свой взгляд на государственное устройство, и лишь тогда их можно допускать к работе.

    Потому что сейчас это просто смена кланов. Причем с каждым разом клан все хуже и хуже.

    Клан Януковича видел перед собой конкретную цель – создание механизма разграбления государства. У пришедших на смену есть цель грабить, но у них нет механизма, они шарахаются из крайности в крайность. Причем, если та банда пыталась делиться с теми, кого грабили, то эта – нет.

    Но самое главное, за что их нужно судить, – обман народа. Янукович ведь народ не обманывал. Нормальные украинцы знали, что это бандитская группа. А эти пришли к власти на крови патриотов, и тут же начали работать против народа.

    И каким вы видите путь преобразований – революционный или эволюционный?

    Сегодня эволюционный шаг ничего не даст. Это все равно, что лечить язву желудка медикаментозно, когда необходимо хирургическое вмешательство.

    Элементы хирургического вмешательства были на Майдане во время Революции Достоинства. Они сделали кровопускание, но язву не вырезали. Система сохранилась и даже укрепилась. Да, может, в этом виноват сам народ. Потому что того же самого Порошенко и идущие к власти кланы нужно было перед выборами анализировать.

    Порошенко не был котом в мешке. Разве никто не мог прочитать, что он дважды был министром в правительстве Азарова и Януковича? Был шефом РНБО и депутатом всех созывов, кроме первого? К большому сожалению, мы имеем обычное безголовье.

    Изменения могут происходить любыми путями, но наверное, революционный лучше. Когда-то я был за революционный шаг – провозглашение независимости Украины, хотя и побаивался его. В других ситуациях я был эволюционистом. Теперь я считаю, что это, скорее всего, была ошибка.

    Теги: Президент МВД СБУ Порошенко Арсен Аваков суд Павел Петренко Янукович военное положение Арсений Яценюк прокуратура реформа СНБО судья КСУ АП парламент национальная полиция взяточничество революция достоинства генпрокурор николай чаус переворот Виктор Шишкин
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив