Украинский туристический бизнес подводит итоги летнего сезона

    28 сентября, 2015 17:28
    Потеряв существенную долю доходов, большинство украинцев предпочло этим летом отдохнуть в Украине, и лишь немногие отправились в Турцию и Египет

    Осень – традиционная пора подведения итогов в туристическом бизнесе: крупнейшие туроператоры страны оценивают летний сезон. И этот год не стал исключением. Отличился он разве что самими оценками – представители туротрасли до сих пор не могут сказать однозначно, провалился сезон или нет.

    «В Украине рынок сужается и с невероятной скоростью стремится к нулю», – считает Аркадий Маслов, коммерческий директор компании TEZ Tour Ukraine и вице-президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины.

    В то же время его коллега, генеральный директор компании TUI Ukraine Владимир Щупак более оптимистичен. По его словам, если в 2014 году рынок сократился по сравнению с 2013 годом на 50%, то в 2015-м он просядет, скорее всего, на 20-25% по сравнению с прошлым годом.

    «В 2014 году за рубеж отправились миллион украинцев, в текущем году эта цифра составит около 700 тысяч (через туроператоров)», – прогнозирует Щупак.

    Средний класс, который еще несколько лет назад мог потратить на отдых около 1 тыс. долларов на человека за неделю, в этом году никуда не поехал. 

    Оптимизм шефа разделяет и директор по продажам и маркетингу TUI Ukraine Тарас Демура. По его словам, лето прошло для туроператоров гораздо лучше, чем они ожидали. Более того, многие компании умудрились даже заработать.

    «По сути, летал тот объем перевозки (речь идет о чартерных программах туроператоров – Ред.), который отвечал потребностям рынка. И если бы эту ситуацию удалось продлить, то мы стали бы свидетелями его оздоровления», – заявляет эксперт.

    Демура добавляет, что после краха таких крупных игроков как News Travel и сети турагентств «Горячие туры» у операторов не было соблазна демпинговать, и все, наконец, перестали находиться в зоне риска, когда в любой момент кто-то может упасть.

    «Рынок улучшился не с точки зрения объемов продаж, а с точки зрения здоровья системы (улучшился сам продукт, бренды, качество обслуживания. – Ред.)», – говорит эксперт.

    Президент туристической компании IdrisKa Tour Индрис Казими также рад тому, что украинскому рынку удалось избежать судьбы северных соседей. В России, по его словам, за последние время закрылось более 46 крупных туристических операторов, которые «потащили» за собой 200-300 млн долларов убытков.

    Восточные сладости

    По оценкам экспертов, наибольшим спросом среди украинских туристов в этом сезоне продолжала пользоваться Турция. В эту страну, по словам Щупака, поехало от 60 до 66% наших соотечественников.

    Несколько другие цифры приводят ведущие украинские сети «Поехали с нами», «Сеть агентств горящих путевок» и системы онлайн-бронирования IT-Tour. По их данным, к концу августа на Турцию пришлось всего 40% выездного турпотока. Правда, это все равно на 15 процентных пунктов больше, чем в 2014 году. 

    Как объясняет Щупак, нарастить долю в структуре выездного туризма Турции удалось за счет ОАЭ – в нынешнем сезоне объемы перевозки в эту страну значительно упали: направление подорожало, а Турция, наоборот, снизила ценовую планку.

    Впрочем, рост доли в турпотоке вовсе не означает, что количество туристов, посетивших Турцию, выросло в принципе. Если верить данным атташе по вопросам культуры и информации посольства Турции в Украине Берату Йылдызу, за семь месяцев этого года Турцию посетило 387,3 тысяч украинцев – на 14,1 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

    При этом интересно, что при таком общем падении на 3%, которое господин Йылдыз надеется перекрыть за счет августа, еще не учтенного в статистике, число украинских гостей Стамбула выросло на те же 3% – с 172 до 177 тысяч.

    Безвизовое направление полностью себя оправдало: за сезон только на самолетах туда слетало примерно 40 тысяч украинцев.

    Сокращение количества любителей отдыха в Турции Маслов объясняет просто – «тотальным обнищанием населения». По его словам, средний класс, который еще несколько лет назад мог потратить на отдых около 1 тыс. долларов на человека за неделю, в этом году никуда не поехал. 

    Значительно выросла, по данным экспертов, в этом сезоне доля Египта, хотя если судить по прошлогоднему рейтингу онлайн-журнала turprofi.com.ua, это направление и прошлым летом было популярным. И причина тому – цены. Египетский рынок потерял за последние годы как украинских, так и российских туристов, поэтому бодро шел на уступки операторам.

    Однако привлечь туристов в Египет летом все-таки сложнее, чем в Турцию, поэтому со своими почти 22% он так и остался на втором месте.

    Еще 11% от туристического потока, согласно оценкам украинских сетей, пришлось в этом сезоне на Болгарию. Как отмечает Валерия Овсяник, главный редактор turprofi.com.ua, направление вошло в тройку лидеров благодаря недорогой автобусной перевозке и разветвленной сети маршрутов из разных украинских городов, в том числе из Киева, Львова, Днепропетровска, Одессы и Харькова.

    Еще 7% организованных туристов выбрали летом Черногорию. Как и прогнозировали эксперты, безвизовое направление полностью себя оправдало: за сезон только на самолетах туда слетало примерно 40 тысяч украинцев.

    Визовые преграды

    Значительно хуже обстояла в этом сезоне ситуация с отдыхом в странах Евросоюза. Летом для украинских граждан как раз вводили биометрические визы, поэтому желающих отдохнуть в Европе резко поуменьшилось. Правда, только в начале лета. Позже, убеждают представители турбизнеса, ситуация улучшилась.

    «Проблемы с визами были только в начале лета: в июне – первых числах июля, – говорит Виктория Ноздрякова, директор компании VictarTour. – Просто еще никто не понимал новых правил игры, часто переносились сроки на снятие отпечатков. По некоторым консульствам (Чехия и Польша) вообще получались абсурдные ситуации: туристов записывали на снятие отпечатков за два дня после начала тура! Приходилось переносить поездки или вообще от них отказываться. Благо аннулировали все без штрафов, в частности автобусные туры».

    Если зарубежные направления в этом сезоне испытывали нехватку украинского туриста, то отечественные рекреационные зоны ощутили настоящий туристический бум.

    Особенно печально выглядела летом Греция, скатившаяся до уровня Кипра. «Кипр, как альтернативное направление, стал более привлекателен. Продавать его этим летом было легко: евро упал в цене, а провизы были гораздо доступнее шенгенских», – объясняет Щупак. 

    Что касается Испании, то даже с чартером от IdrisKa Tour в Аликанте испанское направление просело, по оценкам игроков рынка, примерно на 40%. Зато сезон оказался удачным для всех туристических операторов по Испании, так как объемы были взвешенными и блоки продавались заранее – помогла паника туристов по поводу сдачи биометрии.

    Доходность испанского направления подтверждают и планы IdrisKa Tour – ее чартер в Аликанте продолжит летать и зимой.

    Это все мое, родное

    Но если зарубежные направления в этом сезоне испытывали нехватку украинского туриста, то отечественные рекреационные зоны ощутили настоящий туристический бум.

    «Курорты Одесской, Николаевской и Херсонской областей в конце июля – августе были заполнены почти на 100%», – говорит директор Центра развития туризма Украины Владимир Царук. По его словам, в общем туристический поток по нашей стране увеличился в этом сезоне на 30-50% (в зависимости от направления) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, непосредственно в Одессу летом приехало на 40-50% туристов больше, чем в прошлом году. На 50-60% увеличилось количество отдыхающих в Затоке Одесской области. В Херсонской области больше всего туристов посетило Арбатскую стрелку – более 250 тысяч. Это на 40-50% больше, чем в прошлом году. Ненамного отстал и Железный Порт. Здесь побывало около 130 тысяч туристов, превысив тем самым прошлогодний показатель на 30-40%.

    Увеличение туристического потока не повлияло на улучшение качества обслуживания на курортах, скорее наоборот.

    Не обошли туристы стороной и Западную Украину. Например, в Закарпатье туристический поток во время летнего сезона увеличился на 20-30% по сравнению с прошлым сезоном и составил около 450-500 тысяч человек. 

    «Около миллиона туристов посетили Тернопольщину в этом году», – хвастается начальник управления развития туристической инфраструктуры Тернопольской облгосадминистрации Назар Яворский. Правда, сам же и добавляет: «У нас есть определенные проблемы с тем, как считать туристов».

    Впрочем, это не единственная проблема украинского туризма. «К сожалению, увеличение туристического потока не повлияло на улучшение качества обслуживания на курортах, скорее наоборот», – не скрывают игроки туристического рынка. Более того, воодушевленные наплывом желающих отдохнуть, практически все курорты Украины повысили цены. Как говорят, грех же не заработать. 

    Теги: безвизовый режим египет турция черногория биометрические паспорта туризм болгария
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив