Трое в лодке. Как правительственный кризис изменил украинскую политику

    18 апреля, 2016 16:12
    В стране сменились премьер-министр и председатель Верховной Рады, но смены принципов и подходов не предвидится

    По данным опроса социологической группы Рейтинг, который проводился с 18 февраля по 4 марта 2016 года, а опубликован был 15 апреля, деятельность Арсения Яценюка во главе правительства полностью одобряют 1% украинцев, еще 6% поддерживали ее частично. Деятельность президента Петра Порошенко полностью одобряют 2% жителей нашей страны, а частично – 15%.

    Согласно тому же опросу, на парламентских выборах за партию Петра Порошенко проголосовали бы 7% украинцев. И это только четвертый результат после «Батьківщини», «Оппозиционного блока» и возможной партии Михеила Саакашвили. За «Народный Фронт» Арсения Яценюка – 1% населения страны.

    Такие цифры – одна из главных причин, почему на прошлой неделе в Украине, со скрипом, но все-таки было выбрано новое правительство. Таким образом, пусть и формально, но первый серьезный политический кризис постмайданной эпохи подошел к концу.  

    Текущая конфигурация власти консервируется, как минимум на год. Пока ее главные бенефициары совсем не готовы к новым выборам, поэтому обмен креслами и портфелями был представлен населению, как реформа правительства, которая должна дать толчок застопорившимся реформам.

    Так с чем же пришли к завершению кризиса главные украинские политические игроки?

    Негатив для президента

    Три месяца заняла у Петра Порошенко смена правительства. Затянувшиеся сроки замены Яценюка – одна из главных претензий общества к президенту. Но глава государства наконец сделал то, на что рассчитывал еще после парламентских выборов в конце 2014 года, – посадил в кресло премьера своего протеже Владимира Гройсмана.

    Но нельзя сказать, что эта перестановка далась президенту малой кровью. Как не пытался Порошенко публично дистанцироваться от процесса смены правительства, заявляя, что кандидатуру главы Кабмина должна внести парламентская коалиция и это ее прерогатива, а он готов работать с любым премьером, у него это совсем не получилось.

    Формулировки об узурпации власти и параллели с предшественником все чаще появляются в описаниях украинского президента западной прессой.

    Длительные торги на Банковой, дележ портфелей и низкий профессиональный уровень правительства – весь негатив от этого ударил в первую очередь по Порошенко, как главному инициатору смены Кабинета Министров.

    При этом не совсем понятно, стоила ли такая игра свеч. Теперь президент полностью берет ответственность за ситуацию в стране на себя, ведь, что бы ни говорили о резко появившейся на прошлой неделе самостоятельности Гройсмана, в общественном сознании новое правительство всегда будет считаться, в первую очередь, правительством Порошенко. Списать неудачи и проблемы на Кабмин теперь не получится.

    Вместе с тем, Порошенко, пытаясь покончить с зависимостью от Яценюка, еще больше привязал свою дальнейшую политическую судьбу к Арсению Петровичу и его политической силе. Формально «Народный Фронт» – это единственный нынешний союзник и партнер Порошенко в украинской политике. Без договоренности с партией Яценюка невозможно провести ни одно решение.

    Ради сотрудничества с НФ президенту пришлось пожертвовать креслом спикера, а ведь мы по-прежнему живем в парламентско-президентской республике, и именно Верховная Рада играет ключевую роль в проведении реформ.

    Голосование за назначение нового премьера и правительства показало также, что в Раде на данный момент нет коалиции. Это ставит Порошенко в зависимость еще и от ситуативных союзников. Для назначения Гройсмана такими союзниками выступили группы «Воля Народа» и «Відродження». Под каждое новое голосование договариваться придется заново, а значит, снова нужно будет идти на уступки и чем-то жертвовать.

    Причем идти на уступки придется олигархам, с которыми Порошенко вроде как борется в рамках объявленной им же деолигархизации. Так «Відродження» напрямую связывают с Игорем Коломойским, несколько раз в последнее время посещавшим Администрацию президента. С другой стороны, возможно, олигархи для президента более понятные партнеры, чем «Батьківщина», Радикальная партия и «Самопоміч». По сути, теперь соглашения с олигархами, могут заменить Порошенко бывших малых членов коалиции. Вот только публично представить такие связи в позитивном свете не получится, а значит, это очередной удар по имиджу президента, которых за последние несколько месяцев и так было немало.

    Новое правительство не готово будет идти на непопулярные, радикальные реформы.

    Не способствовала смена правительства и росту популярности Порошенко на Западе. Главные партнеры насторожились после увольнения из правительства технократов, с которыми у них были отлажены связи и взаимопонимание. Формулировки об узурпации власти и параллели с предшественником все чаще появляются в западной прессе во время описания украинского президента.

    Фактически, Порошенко растратил весь свой некогда высокий рейтинг впустую – на утомившую всех премьериаду. А впереди его ждут гораздо более болезненные решения: по выборам на Донбассе, имплементации Минских соглашений и статусу занятых боевиками территорий. О конституционных изменениях теперь вообще можно забыть – в нынешнем состоянии эта Рада 300 голосов не соберет никогда.

    В связи с этим новое правительство не готово будет идти на непопулярные, радикальные реформы. Окно для них закрывается. Порошенко уже будет думать о новом президентском сроке и поднятии упавшего рейтинга.

    Отсюда и разговоры о том, что может не следует слепо выполнять все требования МВФ, а нужно искать свой путь экономических преобразований. И заявления в духе «тарифы для населения повышать нельзя».

    Тяжело быть одновременно президентом и премьер-министром, но Порошенко сам выбрал такую роль.

    Отдых для Яценюка

    Наблюдать за работой нового Кабмина со стороны будет уже бывший премьер-министр Арсений Яценюк. От успехов или провала кабинета Гройсмана теперь напрямую зависит дальнейшая политическая карьера Арсения Петровича.

    После увольнения экс-главе правительства стоит взять некоторую паузу. Но из публичного пространства Яценюк никуда не денется – он остается главой второй по представительству во власти политической партии.

    Эффективность нового премьера может сделать из Яценюка политического пенсионера уже в 41 год.

    В принципе, экс-премьер сделал все для своего комфортного и беззаботного отдыха. «Народный Фронт» увеличил свое представительство в Кабмине до 7 должностей, сохранив на постах ключевые кадры – Арсена Авакова и Павла Петренко.

    Кроме того, НФ получил кресло спикера и выбил от партнеров отмену решения о неудовлетворительной работе Кабинета Министров.

    Самолюбие Яценюка президент удовлетворил, разрешив ему устроить последний сеанс показухи. Через двери, в которые в парламентский зал во время инаугурации заходит президент, Арсений Петрович отправился заниматься, как он сам выразился, «задачами шире, чем полномочия главы правительства». Экс-премьер даже красивые фотографии и видео успел сделать, выходя из Верховной Рады под аплодисменты своих однопартийцев.

    О реализации президентских амбиций с нынешним рейтингом Яценюку остается только мечтать, но он, безусловно, это делает. Эффективность нового премьера может сделать из Яценюка политического пенсионера уже в 41 год. Не допустить этого должны представители НФ во власти, однако насколько они преданы Яценюку, особенно сейчас, когда его самого «списали в утиль», – тот еще вопрос.

    Работа для Гройсмана

    Если рассуждать образами, то на смену «интеллектуалу» в украинское правительство пришел «крепкий хозяйственник». Владимир Гройсман за два года преодолел путь от мэра Винницы до премьер-министра, но теперь перед ним стоят совсем другие вызовы.

    Новому премьеру досталось очень разношерстное правительство, собранное в попытках удовлетворить интересы слишком многих людей. Больше всего похоже на то, что Кабмин построен по принципу «пусть этот пост посторожит такой-то человек, чтобы он не достался другому». Это очень слабая команда, с массой людей, у которых вообще нет полномочий, а есть должность из-за того, что «ну куда-то же надо было его деть».

    Успешность этого правительства будет зависеть лично от Гройсмана. Он готов работать, он амбициозен, ему легче будет сотрудничать с Радой, он хочет показать результат, что больше всего проявилось в эмоциональном «я вам покажу, что такое управление государством».

    Является ли самостоятельность нового премьера спектаклем для Запада, обеспокоенного усилением контроля со стороны Порошенко, или реальностью, так до конца и не понятно.

    Сам себя Гройсман считает успешным менеджером, вот только успех этот измеряется рамками Винницы. А попытка привести вслед за собой в правительство всех винницких соратников настораживает.

    Естественно, если к 38 годам ты уже занимал два из трех высших постов в государстве, то хочешь рано или поздно занять и третий, самый высокий. Однако, до прошлой недели даже мыслей о том, что Гройсман может нести в себе какую-то опасность для Порошенко, не было.

    Является ли самостоятельность нового премьера спектаклем для Запада, обеспокоенного усилением контроля со стороны Порошенко, или реальностью, так до конца и не понятно. Скорее всего, истина где-то посередине. Очевидно, что у Гройсмана есть свои амбиции. Подтверждает это и существование в Виннице его собственной партии, отсутствие у него партийного билета Солидарности, а также наличие личных связей и интересов, среди которых называют Укрпочту и Всеукраинский земельный кадастр.

    Однако утверждать, что глава правительства будет играть в свою игру, не совпадающую с интересами Порошенко, не стоит. Тандем премьер – президент будет представлен, как монолитная команда.

    Проголосовав за программу правительства, в которой, кстати, кроме общих фраз, ничего не написано, парламент предоставил новому Кабмину иммунитет от отставки на год. Гройсман вполне может доработать на новом месте до конца первой президентской каденции Порошенко.

    Проблема в том, что от нового премьера ждут результат здесь и сейчас, а значит, на системные реформы даже не стоит надеяться – максимум будут делать очередной «косметический ремонт». В его выступлении во время назначения на пост больше всего было фраз о «стабилизации, нормализации, приведении в порядок». О радикальных изменениях, преобразованиях не было сказано ничего.

    Теги: Гройсман реформы Кабинет Министров Порошенко Арсен Аваков Павел Петренко Арсений Яценюк БПП воля народа Народный Фронт Возрождение
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив