Тарифный удар

    7 апреля, 2015 12:28
    С апреля стоимость газа для населения выросла почти в 7 раз, а электроэнергии – примерно в 2 раза. Горячая вода и тепловая энергия подорожают на 50-70%. Правительство называет это реформами в сфере ЖКХ. Обосновано ли повышение расценок на коммунальные услуги?

    Шоковая терапия

    Стартом глобальной кампании по повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги следует считать февральское решение НКРЭКУ, предусматривающее планомерное повышение стоимости электроэнергии более чем в 5 раз – до 1,68 грн за кВт. Впрочем, эта процедура, первый этап которой стартует с начала апреля нынешнего года и предусматривает увеличение расценок до 36,6 коп. за кВт (при потреблении до 100 кВт в месяц для основных категорий потребителей) и 63 коп. за кВт (при потреблении от 100 до 600 кВт в месяц), растянется аж до марта 2017 года. Куда большим "ударом" для населения оказалось мартовское решение НКРЭКУ, предусматривающее многократное увеличение стоимости голубого топлива. С апреля его цена выросла с 1,089 грн за 1 куб. м до 3,6 грн за 1 тыс. куб. м при потреблении до 200 куб. м в месяц и до 7,188 грн за 1 куб. м за весь, потребленный свыше этого лимита газ. Использование двухтарифной сетки предусмотрено только в отопительный сезон. В остальное время – с мая по сентябрь включительно – стоимость газа составит 7,188 грн за 1 куб. м.

    Как и следовало ожидать, вслед за этим правительство заговорило о необходимости увеличения стоимости остальных коммунальных услуг – центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения. И это вполне логично. Ведь в себестоимости тепловой энергии цена газа достигает 70%, а расходы на транспортировку воды и теплоносителя примерно на 25% состоят из стоимости электроэнергии. По данным начальника управления экономики систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития Натальи Хоцяновской, отопление подорожает на 73%, горячая вода – на 55-57%. Холодная вода тоже вырастет в цене на 40-100%, в зависимости от финансового состояния водоканала. Но это произойдет не ранее мая и лишь в некоторых регионах. Большинство экспертов предрекают пересмотр этого тарифа только грядущей осенью. "Его устанавливают местные власти, которые попытаются сдержать подорожание до местных выборов", – объясняет г-жа Хоцяновская.

    Первыми ощутят "покращення" от правительства Арсения Яценюка жители частного сектора. Учитывая, что во время отопительного сезона в среднем одно домохозяйство расходует около 400-450 куб. м голубого топлива в месяц, расходы жителей частного сектора на обогрев домов вырастут примерно в 5 раз. Если прошлой зимой владелец дома площадью 100-150 кв. м платил за газ в отопительный период около 400-500 грн в месяц, то в следующую зиму ему придется выложить от 2 до 2,5 тыс. грн в месяц. С учетом роста стоимости электроэнергии (второй этап повышения расценок предусмотрен с 1 сентября 2015 года) общая сумма затрат на содержание домохозяйства может достигнуть 3 тыс. грн в месяц в холодное время года. Впрочем, не сладко придется и жителям многоэтажек. Подобные расходы на содержание жилья ожидают и их, но со временем.

    Обратный эффект

    Необходимость пересмотра тарифов руководство страны объясняет требованием международных кредиторов, якобы включивших это в условия получения очередного транша от МВФ. Денежные заимствования, как заявлял ранее премьер Арсений Яценюк, позволят избежать дефолта, т.е. рассчитаться по текущим обязательствам перед кредиторами, а также стабилизировать экономическую ситуацию и курс гривны. Компенсация разницы между установленными и рыночными тарифами – одна из наиболее емких расходных статей бюджета. К примеру, при верстке главного финансового документа на 2015 год Кабмин заложил на компенсацию НАК "Нафтогаз Украины" (разница между ценами закупки импортируемого газа для нужд ТЭК и населения и действующими ценами) 31,5 млрд грн. Поэтому решение правительства, на первый взгляд, вполне очевидно. Но, ссылаясь на требования МВФ, чиновники несколько лукавят. На самом деле Фонд требовал лишь сократить бюджетные расходы. Для достижения такого результата существует немало способов: ликвидация ряда госструктур, сокращение числа бюджетников, прекращение финансирования многочисленных целевых программ, фактической задачей которых является воровство бюджетных средств, наведение порядка в сфере госзакупок и т.п.

    Кредиторы требуют сокращения дефицита "Нафтогаза України" и дефицита государственного бюджета. Один из способов – повышение тарифов и субсидирование. Однако это сработает, если ситуация в экономике начнет стабилизироваться, а реальные доходы населения – повышаться. Иначе придут к печатанию денег на субсидии и очередному кругу инфляции и девальвации в стране", – объясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

    Позволит ли тотальное повышение тарифов существенно снизить расходы бюджета – большой вопрос. По оценкам правительства, после пересмотра расценок число желающих получить субсидии на оплату коммунальных услуг вырастет в 3,5-4,5 раза – с нынешних 1,2 млн до 4-5 млн семей. На эти цели в бюджете нынешнего года заложено 24 млрд грн. Однако данных средств на всех желающих может не хватить. Более того, по мнению многих экспертов, часть граждан попросту не смогут по тем или иным причинам получить субсидии. В первую очередь это касается людей, проживающих на съемных квартирах, владельцы которых вряд ли согласятся переоформить на арендаторов лицевые счета. А это означает, что страну в ближайшее время ждут тотальные неплатежи, из-за которых предприятиям жилищно-коммунальной сферы, в лучшем случае, удастся собрать прошлогодний объем средств, а в худшем – значительно меньше. Если эти прогнозы сбудутся, находящиеся в частной собственности поставщики коммунальных услуг могут попросту отключить бюджетные учреждения и жилой фонд от теплоснабжения, энергоснабжения, подачи газа и воды, ссылаясь на недостаток средств для закупки того же голубого топлива.

    Эти финансовые бреши, скорее всего, придется закрывать государству. В конечном счете расходы на выплату субсидий и поддержку предприятий ЖКХ могут превысить прежние расходы бюджета на компенсацию разницы в тарифах. "Включив печатный станок и резко девальвировав гривну, правительство попросту сделает население неплатежеспособным. В такой ситуации повышать тарифы абсолютно бессмысленно: основной части населения нечем платить, остальные будут пытаться минимизировать траты, в том числе путем использования противоправных методов (незаконные врезки в систему газоснабжения, отматывание электросчетчика и т.п.). В нынешней экономической ситуации резкое увеличение тарифов можно смело назвать геноцидом украинского народа", – уверен эксперт, пожелавший остаться неназваным.

    У чиновников повальная амнезия

    Еще больше вопросов у граждан вызывает размер повышения тарифов. Руководители страны утверждают, что их необходимо поднять до среднеевропейского уровня. При этом они умалчивают, что производство данных услуг в Украине гораздо дешевле, а доходы основной массы украинцев – в 10-20 раз ниже доходов жителей стран ЕС. И не хотят объяснить, почему ранее уверяли в невозможности повышения расценок.

    Еще год назад Украина добывала на своей территории более 20 млрд куб м газа. Именно этот газ на протяжении многих лет направлялся для удовлетворения потребностей населения и предприятий ЖКХ, чем и объяснялись низкие тарифы. Стоимость его реализации для крупнейших газодобывающих компаний страны устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики.

    В соответствии с решением НКРЭ, в 2014 году госкомпания "Укргазвыдобування" должна была продавать газ по 349,2 грн за 1 тыс. куб. м, "Черноморнефтегаз" – по 452 грн за 1 тыс. куб. м, "Укрнафта" – по 562,5 грн за 1 тыс. куб. м. Но поставлять газ населению по прежним ценам правительство не желает, хотя буквально полтора года назад Арсений Яценюк гневно требовал этого от правительства Николая Азарова, заявившего о необходимости повышения расценок. "Население потребляет 18 млрд куб. м газа в год, а добываем мы 20 млрд. Каждый из вас должен получать газ собственного производства, стоимость которого $70 (при курсе 8 грн за 1 доллар – ред.). Но этот газ вам не отдают, его продают по 300-400, а разницу кладут в свой карман", – объяснял украинцам в конце 2013 года г-н Яценюк. Похоже, возможность нажиться на продаже украинского газа по европейским ценам пришлась ему по душе, поэтому у премьера неожиданно обострилась амнезия.

    Подобная ситуация и с расценками на электроэнергию. Устанавливая новые тарифы, украинские функционеры ссылаются на Европу, в которой стоимость 1 кВт/час составляет от 0,08 евро в Болгарии до 0,3 евро в Дании, хотя в большинстве стран варьируется в диапазоне 0,15-0,2 евро. Но себестоимость ее производства в Украине, по данным НКРЭ, варьируется в зависимости от типа генерации: на гидроэлектростанциях – 0,11 грн, на АЭС – 0,18 грн, на тепловых электростанциях – 0,45-0,46 грн. По данным заместителя генерального директора Центра исследований энергетики (EIR Center) Вадима Гламаздина, на долю работающих ныне ТЭС приходится почти 50% суммарной мощности. Исходя из этого, действовавшие до 1 апреля тарифы можно считать экономически обоснованным.

    Если же не подымать расценки на газ и электроэнергию, то разговоры о повышении стоимости тепла и воды бессмысленны. Но похоже, эти доводы не беспокоят бывшего менеджера корпорации "Roshen" Дмитрия Вовка, назначенного руководителем профильного регулятора – Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг. 

    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив