Сделано в Украине: почему европейцы не хотят наших товаров

    2 июня, 2015 14:02
    При всех торговых преференциях, предоставленных Украине Европой, отечественному бизнесу крайне сложно выходить на рынок ЕС из-за низкого качества своей продукции

    Украинские предприятия, бизнес которых был ориентирован на потребности российского рынка, в авральном порядке ищут альтернативу. Россия и находящиеся под ее влиянием ближайшие соседи фактически перекрыли украинским поставщикам путь к своим рынкам.

    По данным Госстата, за год экспорт в Россию сократился более чем на 60%, поставки продукции на другие рынки СНГ упали почти на 57%. В этой ситуации отечественные производители настроены активно осваивать экспорт в Евросоюз.

    Момент более чем подходящий с учетом того, что Европа с апреля 2014 года открыла границы для украинских товаров, отменив на них ввозные пошлины в качестве торговых преференций для Украины.

    «Перспективы на рынке ЕС у украинских производителей есть,– подтвердила UA1 исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко. – Речь идет не только о традиционных лидерах экспортного сегмента – зерновых, металлургии, но и об остальных продуктах».

    Сейчас Украина поставляет в Европу несколько десятков наименований продукции – от постельного белья и обуви до промышленного оборудования. Но львиная доля экспорта – это металл, удобрения и сельхозпродукция. В совокупности эти сферы составляют почти 70% всего экспорта в ЕС.

    В прошлом году торговля с Европой принесла Украине 17 млрд долларов, составив почти 36% от всего экспорта страны. И перспективы по завоеванию одного из крупнейших мировых рынков емкостью в более чем 500 млн потребителей действительно есть. Об этом свидетельствует опыт украинских компаний, которые уже вышли на рынок ЕС.

    Но в ЕБА предупреждают, что это возможно только при одном условии – если качество отечественной продукции будет соответствовать европейским стандартам. А с этим пока не все складывается гладко.

    Директор департамента евроинтеграции Минэкономики Вячеслав Цимбал обозначил самые перспективные, но и одновременно проблемные сферы – молочная промышленность, а также производство свинины и говядины.

    Национальные ГОСТы настолько далеки от европейских требований к качеству, что украинским предприятиям приходится добиваться сертификатов ЕС в среднем от двух до пяти лет.

    Эта процедура выглядит так: производитель подает заявку в Европейскую комиссию на получение сертификата соответствия своей продукции европейским нормам. После этого предприятие посещают инспекторы, которые определяют, насколько производственный процесс отвечает нормативам ЕС, и дают свои рекомендации.

    Таких инспекций может быть несколько, а их работа растягивается не на один год. И только когда все рекомендации выполнены и на предприятии все идеально, производитель получает долгожданный сертификат, позволяющий ему торговать в странах ЕС.

    Многие сегодня попросту не готовы к такой процедуре. Для производителей все упирается в нехватку денег на модернизацию производства: в ситуации сжатия рынка и снижения покупательской способности многие предприятия пытаются хотя бы остаться на плаву – им не до модернизации.

    Хотя вскоре выбора у них не останется: Украина постепенно на законодательном уровне вводит евростандарты для производителей, приводя национальные нормативы в соответствие европейским требованиям. Те, кто не сможет их придерживаться, лишатся возможности торговать не только в Европе, но и на внутреннем рынке.

    Еще один стимул для совершенствования заработает с 1 января 2016 года – именно с этой даты стартует зона свободной торговли между Украиной и ЕС. В страну пойдет поток товаров из Европы, и украинская продукция, которая не сможет конкурировать по качеству и цене с европейскими аналогами, попросту сойдет с торговой арены.

    Реальные возможности

    Сейчас в выигрыше те, кто еще несколько лет назад уловил тенденцию европейских перспектив в торговле. Среди наиболее успешных в этой сфере производители курятины.

    Хотя и им европейских сертификатов пришлось добиваться по нескольку лет из-за жестких требований к качеству, которые ежегодно пополняются новыми нормативами.

    К примеру, чтобы получить право продавать украинскую курицу на прилавках европейских супермаркетов, необходимо выполнить целый ряд условий.

    В документах на продукт должна быть указана бригада, которая вырастила птицу, ветеринарное заключение о состоянии здоровья курицы, дата и смена забоя, кто из сотрудников ее упаковывал. И это помимо строгих требований к моющим средствам в цеху и оформлению упаковки – вплоть до размеров шрифта.

    На получение евросертификатов для экспорта фуа-гра и гусятины у птицефабрики «Снятинская Нова» ушло два года. По словам директора Михаила Лазаренко, за это время пришлось реконструировать цех, все материалы заменили антикоррозионными, усовершенствовали систему движения продукции по цеху. Но самое трудноисполнимое, с чем пришлось столкнуться, – это поменять психологию сотрудников в вопросе соблюдения санитарных норм.

    Тем не менее, затраченные усилия себя оправдывают. По данным Минагропрома, уже сейчас прочно обосноваться на рынке ЕС удалось производителям меда, соков, томатов, муки и некоторых зерновых.

    Причем их продукция настолько востребована, что украинские экспортеры всего за пять месяцев исчерпали годовые квоты на поставку этих товаров. А это дает основание профильному министерству вести переговоры с Еврокомиссией об увеличении квот.

    Кроме Минагропрома интересы украинского бизнеса в ЕС лоббируют еще несколько структур. Госветслужба содействует в продвижении на европейский рынок молочной и мясной продукции. А представительство Украины в ЕС помогает всем без исключения экспортерам.

    В частности, при нем действует Центр поддержки экспортеров, на его страничке ukraine-eu.mfa.gov.ua можно получить онлайн-консультацию по любому вопросу экспорта и даже претендовать на помощь в поиске торговых партнеров в ЕС.

    Заявки на получение евросертификатов может подавать государство, как это было в случае с семенами, молочной продукцией, и отдельные производители, как это сделали поставщики древесины и мебели.

    В свою очередь европейская Служба поддержки экспорта на сайте Еврокомиссии exporthelp.europa.eu помогает заинтересованным в торговле с ЕС получить всю необходимую для этого информацию. На сайте выложена бесплатная русскоязычная база данных обо всех нормативах и требованиях к продающимся в Европе товарам.

    Вопрос лишь в способности отечественного бизнеса выполнять эти условия и иметь четкую стратегию завоевания европейских покупателей.

    «Для успешного выхода на внешний рынок производитель должен, во-первых, четко понимать целевую аудиторию своего товара, – объясняет Анна Деревянко из ЕБА. – Во-вторых, соблюдать все до единого стандарты качества и сертификации нового для себя рынка сбыта. И третье – экспортер должен осознавать, что он не получит моментальной прибыли, наоборот – он должен с нуля построить торговые отношения с новым потребителем, что принесет доход, но в долгосрочной перспективе».

    Но не все производители готовы к таким условиям. Во многом именно этим объясняется то, что в европейских супермаркетах до сих пор нет практически никаких готовых продуктов украинского производства.

    Восточная альтернатива

    Наученные горьким опытом потери российского рынка, а также в условиях жесткой торговой конкуренции в ЕС и европейских квот на ввоз украинских товаров, отечественные предприятия уже начинают искать альтернативные рынки сбыта.

    Приоритетные направления озвучили в Минагропроме – Ближний Восток, Восточная Азия и Северная Африка. При этом уже сейчас почти 34% всего украинского экспорта уходит в Азию, а 14% продается в Африке.

    К примеру, значительная часть украинского зерна идет в Саудовскую Аравию, Египет, Китай. Не отстают и производители курятины. Один из наиболее крупных – Мироновский хлебопродукт (МХП), уже прочно обосновался на рынке ЕС, а теперь экспортирует свою продукцию в ОАЭ, Йемен, Ирак, Кувейт, Египет.

    «Нашей продукцией интересуются Гонконг, материковый Китай, Сингапур, – рассказала UA1 Анастасия Соботюк, начальник отдела по работе с инвесторами. – Одним из глобальных проектов, который позволит компании существенно увеличить долю экспорта в страны Ближнего Востока – это получение аккредитации для поставок мяса птицы в Саудовскую Аравию».

    При этом, по словам Соботюк, компания не планирует концентрироваться на одном из регионов, чтобы продажи не зависели от ситуации на каком-то одном рынке.

    Похожую стратегию развития выбирают и производители растительного масла, яиц, молока. Хотя рынок ЕС на сегодняшний день все еще в приоритете.

    «Я действительно верю в то, что Украина имеет шанс стать полноценным игроком на рынке ЕС, – высказывает свое мнение Деревянко. – Но для этого мы должны избавиться от «комплекса неполноценности», и четко понять, что наши товары вполне конкурентоспособны на внешних рынках.  Конечно, при условии соблюдения всех стандартов».
    Теги: Евросоюз зона свободной торговли евростандарты ЕБА
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив