Переписать Конституцию. О возможности фатальных ошибок

    24 июня, 2015 09:33
    Конституционная реформа может стать угрозой для всего государственного устройства Украины и ее независимости. Эксперты высказали мнения о необходимости изменений Конституции

    Изменения в Конституцию, которые планируется внести на рассмотрение Верховной Рады до окончания этой сессии, кроме положительных последствий могут в будущем сыграть злую шутку в истории Украины.

    В действующей редакции Конституции своеобразным детонатором замедленного действия, по мнению экс-министра юстиции Сергея Головатого, стало навязанное Кремлем предоставление Крыму статуса автономной республики советско-сталинского образца.

    «Положение, которое уже само по себе нарушало прописанный в Основном Законе принцип унитарности государства, было в то время частью политического компромисса между руховцами и коммунистами, – отмечает он в комментарии UA1. – Только при условии его включения в текст Конституции коммунисты, без голосов которых главный документ не было бы возможности принять, согласились поддержать унитарность, статус украинского государственного языка как единственного, желто-голубой флаг и герб-трезубец. Однако сегодня мы уже видим, чем обернулся этот компромисс для Украины и что статус автономии Крыма позволил сделать России».

    В качестве примеров подобных детонаторов замедленного действия Головатый называет Нагорный Карабах, Приднестровье и Южную Осетию.

    Сегодня же угрозой, способной разрушить весь механизм государства, аналитик Тарас Стецькив считает возможную фиксацию в Основном Законе особого статуса Донбасса. Именно этого добиваются лидеры ДНР и ЛНР в направленных ими в адрес конституционной комиссии и трехсторонней контактной группы изменениях в Конституцию Украины. С особым статусом они намерены остаться в составе Украины.

    Эксперты предостерегают, что в случае внесения особого статуса Донбасса в Основной Закон нашего государства Россия сможет контролировать не только территории, подконтрольные пока ДНР и ЛНР, но и всю Украину в целом. Вооруженные группировки, сосредоточенные там в качестве «народной милиции», будут представлять угрозу и для других регионов, поскольку смогут прийти в любой населенный пункт и вооруженным методом устанавливать свои порядки.

    Рассмотреть и подробно проанализировать предложенные главарями ДНР и ЛНР изменения в Конституцию призывает народных избранников экс-президент Украины Леонид Кравчук, при котором – в 1992-м – принимался, кстати, Закон об автономной республике Крым.

    Впрочем, будет ли в вопросе «особого статуса» достигнут угрожающий – подобно крымской автономии – компромисс, пока не известно из-за засекреченности работы самой конституционной комиссии. Однако можно предположить, что такое решение вполне выгодно Западу – там будут считать проблему Донбасса решенной. Таким образом, не исключено, что западные партнеры будут давить на официальный Киев, чтобы все-таки согласовать особый статус Донбасса.

    Между тем вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроед увидела в предоставленном членам профильной рабочей группы проекте изменений в Конституцию относительно децентрализации еще одну опасность – усиление власти президента. На своей странице в соцсети, она обращает внимание на такие предусмотренные проектом изменения, как предоставление права президенту досрочно прекращать полномочия выборных местных органов власти (мэров, городских, районных, областных советов) с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на 1 год; сохранение старой системы двойного подчинения, по которому представителем государства (префектом) на местах должно быть лицо, назначаемое президентом по представлению правительства, но может быть уволено по усмотрению главы государства; предоставление президенту такой судебной функции, как отмена решений префектов в случае нарушения ими Конституции или законов.

    Вице-спикер предостерегает, что, несмотря на необходимость контроля за местной властью во время войны во избежание проявлений сепаратизма, следует понимать, что такой соблазнительный и ничем не ограниченный объем полномочий может привести к узурпации власти.

    Подобные полномочия, по ее мнению, можно прописывать разве что в переходных положениях Основного Закона, но отнюдь не в теле Конституции. «Если бы Янукович имел такие полномочия во время событий прошлой зимы в Киеве, он просто распустил бы местные советы, которые поддержали Майдан», – отмечает Сыроед.

    За то, что контроль со стороны президента должен быть, высказывается и Сергей Головатый. «Гарант Конституции отвечает за государственный суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность. Если кто-то из местных органов власти будет пытаться что-то здесь нарушать, он должен быть отстранен от власти», – отмечает он.

    В общем, спешить с принятием изменений в Основной Закон в предвкушении каникул Верховной Раде точно не стоит. Все решения о внесении изменений должны быть хорошо обдуманными и взвешенными.

    Теги: ДНР ЛНР Конституция Конституционная комиссия Порошенко Янукович Оксана Сыроид
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив