Партийная касса: финансирование украинских партий

    1 мая, 2015 09:06
    Политические партии в Украине будут финансировать из госбюджета. С такой инициативой выступает Кабинет министров. На этом же настаивает Евросоюз

    Кабинет министров настоятельно предлагает Верховной Раде внести изменения в Бюджетный кодекс и с 1 января 2017 года в общий перечень расходов госбюджета добавить статью о финансировании политических партий. Как известно, этот вопрос включен в пакет реформ, которые Украина обязалась перед Евросоюзом провести в ближайшее время. Его цель – устранение политической коррупции. 

    Проект закона «О внесении изменений в статью 87 Бюджетного кодекса Украины (о финансовой поддержке политических партий)» сейчас активно обсуждается в СМИ и среди экспертов. Документ был разработан Минюстом совместно с международными экспертами и профильным комитетом. Министр юстиции Павел Петренко заявил, что законопроект будет предусматривать государственное финансирование не только партий, прошедших в Раду, но и тех, которые на последних выборах в парламент набрали количество голосов, близкое к проходному барьеру.

    Финансовая поддержка может быть предоставлена для выполнения уставной деятельности партии, а также на компенсацию расходов на предвыборную агитацию. Размер финансовой помощи государства предлагается рассчитывать по формуле: 1% минимальной зарплаты умножить на количество граждан, включенных в избирательные списки. То есть, 12,18 грн х 35 млн избирателей = 426,3 млн грн. За всяческие нарушения и злоупотребления предлагаются штрафы: с граждан 1700-3400 грн, а с должностных лиц – 3400-5100 грн.

    Использование политическими партиями государственных денег должны контролировать Счетная палата и Национальное антикоррупционное бюро. Партии обязаны будут подавать ежеквартальные и ежегодные финансовые отчеты, а НАБ – анализировать их и делать выводы. Кроме того, один гражданин не сможет финансировать партию более чем на 100 минимальных зарплат (121,8 тыс. грн). Если лимит будет превышен, данная сумма должна быть возвращена в течение 10 дней.

    Такие новшества в партийной системе Украины призваны минимизировать влияние олигархов и бизнес-групп на политические процессы в государстве. Дабы вместо интересов толстосумов партии лоббировали в Верховной Раде интересы простых граждан. По известному принципу: кто платит – тот и музыку заказывает. Такую систему финансирования политсил широко применяют на Западе. Эксперты признают ее эффективной. Согласно исследованию шведского аналитического центра IDEA, публичные средства идут на финансирование партий в 54% государств мира. В Европе – 84%. Но в каждой стране эта модель уникальна, адаптирована под местные реалии и постоянно модернизируется.

    Что имеем

    В Украине по состоянию на октябрь 2014 года насчитывалось порядка 225 политических партий. 70% украинцев не доверяют ни одной из них вообще. А 61,5% не удовлетворены деятельностью нынешнего парламента.

    Интересно, что данные по ежемесячному содержанию одной партийной структуры очень разные. В этом году эксперты говорят о 2 млн гривен, тогда как еще год назад можно было услышать цифры 2-5 млн долларов. Естественно, что в период избирательных кампаний эти затраты вырастают в разы. Статистика дает приблизительные цифры. Узнать реальный дебет-кредит наших партий затруднительно.

    По данным гражданской сети «Опора» можно увидеть, у кого из украинских партий самые большие фонды, каковы их источники и расходы.

    Фонды на выборы 2014 года:

    «Батькивщина» – 109,5 млн грн, из них свои средства – 2 млн грн, 107,5 млн грн – добровольные взносы;

    «Оппозиционный блок» – 106,4 млн грн, из них 93,5 млн грн – свои средства, 12,9 млн грн – добровольные взносы;

    БПП – 97,4 млн грн – собственные средства;

    НФ – 93,6 млн грн: 92,4 млн грн – свои средства, 1,3 млн грн – добровольные взносы;

    Радикальная партия Ляшко – 93,3 млн грн: 69,9 млн грн – свои средства, 3,4 млн грн – добровольные взносы;

    «Самопомощь» – 27,4 млн грн: 23,8 млн грн – свое, 3,6 млн грн – добровольные взносы.

    Всего за собственные деньги избирались 79,5% партий. Если пересчитать количество депутатов, прошедших в Раду на потраченные средства, то для «Батькивщины» каждый мандат обошелся в 6,4 млн грн. Для Оппозиционного блока – 3,9 млн грн, БПП – 3,3 млн грн, НФ – 1,5 млн грн, Радикальной партии Ляшко – 1,5 млн грн, «Самопомощи» – 0,9 млн грн.

    Практически 90% всех денег, выделенных на избирательную кампанию, пошли на рекламу в СМИ.

    Источники «своих средств», как и «добровольных взносов», во многих случаях остаются в тени. Но если соотнести размеры партийных фондов и количество фамилий известных олигархов в партийных списках, то об источниках нетрудно догадаться.

    Характерно: официальное декларирование и опубликование доходов кандидатов не стало гарантией правдивости этих данных. Народ и журналисты развлекаются, сравнивая официальные цифры доходов, опубликованных ЦИК, и размах политической кампании некоторых «бедных» кандидатов. Сложилась ситуация, когда все всё знают и понимают по умолчанию, но ничего не происходит. Назрела острая необходимость в прозрачности и контроле финансирования политических партий.

    Концепция финансирования партий

    Обобщенный опыт говорит о том, что регулирование финансирования политических партий может осуществляться государством в 3-х направлениях: регулирование размеров и порядка предоставления партиям частных пожертвований и взносов; ограничение предвыборных расходов и контроль над ними; прямое и непрямое бюджетное финансирование партий.

    Среди источников финансовых поступлений партии можно выделить 4 основных: членские взносы, пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и государственные субсидии.

    Основой финансирования украинских партий являются пожертвования. Именно эта статья и подлежит особо бдительному контролю и регуляции, дабы исключить лоббизм среди жертвователей. Доходы от хозяйственной деятельности – это доходы, например, от предприятий партии, от партийного имущества, вложения в ценные бумаги и даже покупки акций. И это тоже требует жесткой регуляции. Поскольку, если у партии завелся свой свечной заводик, металлургический комбинат, просто ферма с поросятами или партия скупила акции газовой компании-монополиста, то есть большой риск, что бизнес-интересы могут снова возобладать над государственными. А это с партиями случается очень часто. 

    Бюджетное финансирование может быть прямым и непрямым. К прямому финансированию относятся непосредственно денежные субсидии и компенсации от государства, к непрямому можно отнести бесплатное эфирное время на ТВ и радио, рекламные площади, помещения для приема избирателей и т.д. Размеры и объемы субсидий могут определяться каждый год главным финансовым документом страны – проектом бюджета.

    Но важно не только то, откуда у партии берутся деньги, но и как, куда они ею потрачены. Использование партиями финансовых средств обычно контролируется специальными законами, согласно которым устанавливаются сроки и определяется форма отчетных документов. Регулярно проводится независимый аудит, данные публикуются. Согласно этим же законам устанавливается и степень ответственности за нарушения. В большинстве случаев это весьма внушительные штрафы, лишение государственных субсидий, а в некоторых – даже тюрьма.

    Зарубежный опыт

    ИСПАНИЯ. Известно, что испанский Закон о политических партиях 1978 года установил, что каждая партия ежегодно получает сумму, пропорциональную числу голосов, полученных ею на выборах в обе палаты парламента, и числу мест в каждой из палат. Порядок субсидирования партий, входивших на выборах в федерации или коалиции, определяется актом правительства. Срок отчетности – 6 месяцев. Партии обязаны опубликовывать списки пожертвований.

    ГЕРМАНИЯ. Финансирование из государственного бюджета получают все политические силы, которые на парламентских выборах в Бундестаг и в Европарламент получили хотя бы 0,5% голосов. Субвенции составляют до 1/3 доходов политической партии. Каждый голос, отданный за политическую силу на выборах, из первых 4 миллионов приносит партии по 0,85 евро. Каждый голос сверх 4 миллионов – по 0,70 евро. Срок отчетности в Германии – 9 месяцев. Пожертвования не ограничены, но все они, как и другие поступления и расходы, ежегодно публикуются. Партии также проходят независимый аудит у сертифицированных кампаний.

    Особенности. Марксистско-ленинская партия Германии официально государственное финансирование отвергает да и получить его не может из-за своей малочисленности. Но недавно обогатилась на 115 тыс. евро от некоего Конрада фон Пенц. 

    В публикации немецкого издания Bild утверждалось, что российские власти предложили финансирование немецкой партии евроскептиков «Альтернатива для Германии». В партии отрицают эту информацию. Но, как говорят, дыма без огня не бывает. 

    ФРАНЦИЯ. Согласно французскому законодательству, партия, преодолевшая на выборах 5% барьер, получает после выборов государственную компенсацию. После того, как компенсация получена, кредиты закрываются. Есть ограничения в пожертвованиях. Так, пожертвование от физлица на сумму более 150 евро должно быть оформлено чеком. Один гражданин не может пожертвовать более 7,5 тыс. евро ежегодно одной и той же партии. За финансовые нарушения или злоупотребления политическую партию могут лишить государственных субсидий. 

    Особенности. Громкий скандал с партией Национальный фронт, которая получила от карманного кремлевского банка Первый Чешско-Российский Банк (ПЧРБ) кредит в размере 9 млн евро. Кроме того, глава этой партии Марин Ле Пен задействовала хитрую схему: создала новую мини-партию «Жанна». Все кандидаты Национального фронта в местные органы самоуправления обязаны покупать агитационный материал у этой мини-партии. Для оплаты «Жанна» предлагает кандидатам кредиты под огромные проценты, превышающие уровень ставок, существующих во всех французских банках. Французская газета Liberation утверждает, что стоимость агитматериалов была сильно завышена.

    ЧЕХИЯ. Если политическая партия в Чехии получила более 3% голосов на парламентских выборах, то государство выделяет ей сумму от 6 млн крон ежегодно (примерно 218 тыс. евро). Партии, которые преодолели барьер в 5%, получают уже 10 млн крон (363 тыс. евро). Также начисляется доплата за каждого депутата парламента (900 тыс. крон или 32 тыс. евро) и местного депутата (250 тыс. крон или 9 тыс. евро). Этих денег чешским партиям вполне хватает на  содержание штата и офисов. 

    Особенности. Бывают случаи, когда небольшая партия финансируется из внешних источников, влезает в долги, а потом или банкротится, или впадает во все большую зависимость от этих источников финансирования и превращается в карманную политическую силу, как это произошло с партией «Общественные дела». А, например, ультраправая партия «Рассвет прямой демократии» имеет свое представительство в парламенте и государственное финансирование. Но она настолько малочисленная, что в результате дележки государственных денег каждый депутат получил миллионы крон, которые де-факто были потрачены на личные нужды.

    КАНАДА. Государство выделяет каждому кандидату от партии 38 тысяч канадских долларов. Он должен вложиться в эту сумму. Также действуют законы о пожертвованиях политическим партиям. Что касается жертвователей, то есть очень интересный момент: в соответствии с законодательством о налогах на доходы, налогоплательщик при расчётах облагаемого годового дохода не должен уменьшать его на суммы взносов в пользу партий или кандидатов на федеральных выборах. Однако на эти суммы физическим лицам предоставляются налоговые льготы. 

    ЛАТВИЯ. В этой стране действует смешанная система финансирования политических партий. Контроль над частными пожертвованиями и прозрачной финансовой отчетностью политических сил осуществляет KNAB – Национальное бюро по предотвращению коррупции. Партии подают, а KNAB публикует в Интернете информацию о пожертвованиях, а также ежегодные финансовые отчеты, декларации о расходах в период выборов. С отчетностью в Латвии тоже строго. Каждый год необходимые документы необходимо подать не позднее 31 марта.

    Украинская перспектива

    Политолог Ивона Юрковская считает, что в демократическом мире наблюдается тенденция к законодательному регулированию процесса финансирования партий и избирательных кампаний. «Европейская практика показывает, что лучше, если бы это происходило за государственные средства с четким отмежеванием бизнеса от политики и с возможностью наблюдать за поступлением пожертвований на счета субъектов избирательного процесса» – говорит политолог в комментарии для UA1.

    Осталось примерить, что из западного опыта адаптивно в Украине, а что нет. Слепо копировать любую европейскую модель было бы неразумно. Но интегрируя чужой опыт, можно создавать свою, уникальную украинскую модель партийного финансирования. При ее внедрении важно учитывать несколько специфических факторов:

    – в каком состоянии находится госбюджет в условиях войны и экономического кризиса;

    – платежеспособность граждан в тех же условиях;

    – моральная готовность граждан финансировать партии и их кандидатов;

    – желание и политическая воля самих политиков;

    – наличие среди избирателей спроса на популизм.

    На сегодняшний день бюджет в плачевном состоянии, и попытки его наполнять пока не особо удачны. Платежеспособность граждан в условиях кризиса очень низкая. Спрос на популизм в обществе еще есть, а раз есть спрос – будет и предложение. Готовность финансировать партии постепенно, но все же вызревает в украинском обществе. Однако эта готовность требует подкрепления платежеспособностью и гарантиями честности, прозрачности процесса.

    Вполне обосновано желание гарантий того, что все схемы откатов, двойных бухгалтерий, укрытия реальных доходов и лазейки для левых денег не будут задействованы снова. Гражданам нужно точно знать, что контролирующие органы будут не заангажированы, что Антикоррупционное бюро не станет очередным центром коррупции, аудит будут осуществлять действительно независимые сертифицированные компании, а наказание за махинации будет жестким и главное – неотвратимым.

    Вопрос в том, кто сегодня может дать такие гарантии? Коррупционные схемы продолжают действовать. НАБ только создано. Да и появление таких органов – еще не сама гарантия. Есть пример совершенно неэффективного  Антимонопольного комитета.

    Что касается политической воли, то в парламенте пока не наблюдается особой активности по поводу принятия этого законопроекта. Что не удивительно – принятие этих норм попросту экономически невыгодно многим партийным функционерам.

    Среди экспертов еще идут дискуссии с участием зарубежных консультантов о перспективах внедрения такой модели. Есть понимание, что переход на государственную систему финансирования возможен, однако не в ближайшей перспективе. Рассматриваются и смешанные модели. Вопрос слишком серьезный для того, чтобы принимать его в спешке, без доскональной проработки и изучения. Но уже сегодня понятно, что избавление от политической коррупции – тот самый камень, который всегда отвергали строители украинских реформ, и который является главою угла.

    Теги: коррупция финансирование предвыборная кампания
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив