Парламент по-новому: что меняется в работе народных депутатов

    9 марта, 2016 09:12
    Штрафы за драку в сессионном зале, сохранение депутатской неприкосновенности и кодекс этики нардепа – как изменится украинский парламент по настоянию ЕС

    Техническая и финансовая помощь, консультации, готовый план действий по ассоциации с Евросоюзом и даже разработка своего рода «плана Маршалла» для Украины – что только не пытались делать еврочиновники, чтобы активизировать продвижение реформ в Украине.

    Но ЕС результат потраченных усилий пока не устраивает: ни одна реформа не доведена до логического завершения. В стране один за другим вспыхивают коррупционные скандалы с участием высшего руководства, а нужные законы либо не принимаются, либо за них голосуют с такими поправками, которые нивелируют их смысл, как это было с законом об электронных декларациях чиновников.

    Тем не менее, в Евросоюзе не теряют оптимизма и генерируют новые идеи, как сделать Украину европейской страной. Одной из них стал план модернизации структуры и принципов работы Верховной Рады.

    Логика такова: если один из главных законодательных органов страны работает неэффективно, возможно, ситуацию может исправить его модернизация.

    Сейчас большинство законодательных инициатив украинского парламента некачественны, рассматриваются долго и неэффективно, а нужные законы невозможно принять из-за партийных разногласий.

    Вкратце диагноз Верховной Раде в ЕС поставили дипломатично. В докладе миссии Европарламента сказано: «В ВР больше правил, и она избирательно использует или игнорирует их чаще, чем любой другой парламент в Европе».

    Исправить ситуацию должна дорожная карта, составленная европейской миссией. Для этого десяток экспертов с сентября 2015 по февраль 2016 года шесть раз посещали украинский парламент, провели более сотни встреч с руководством ВР, лидерами парламентских фракций и отдельными нардепами.

    Украинскому парламенту рекомендовали рассмотреть возможность введения штрафов за неподобающее поведение.

    В итоге миссия составила ряд рекомендаций для модернизации работы ВР, которые, по уверению спикера Владимира Гройсмана, уже в скором времени парламент возьмет на вооружение.

    По крайней мере, в совместном официальном заявлении президента Европарламента Мартина Шульца и председателя ВР Владимира Гройсмана по итогам «Украинской недели» в ЕС сказано, что план уже согласован и одобрен.

    UA1 выяснил, какие основные изменения ждут Верховную Раду.

    Культурный ликбез для депутатов. В докладе европейских экспертов частые драки украинских парламентариев толерантно названы «недостойным поведением».

    Правда, с оговоркой, что это не уникальное явление и драчуны есть не только в ВР, но и в других парламентах, независимо от уровня жизни в стране. В пример приводят драки депутатов в Японии и Кении.

    По мнению европейцев, это происходит в тех парламентах, где четко не прописаны «правила игры» и слишком низок уровень доверия между различными партиями – то, что мы наблюдаем в ВР.

    Исправить это планируют рядом нововведений. Во-первых, будет составлен кодекс этических норм в парламенте, который будет понятен не только нардепам, но и обществу в целом.

    При этом спикер получит возможность временно отстранять депутатов-нарушителей от участия в сессии. Срок такого отстранения будет зависеть от серьезности нарушения.

    По ныне действующим нормам у нардепа может быть три десятка помощников. Если совсем точно – 31 человек.

    Вдобавок к этому украинскому парламенту рекомендовали рассмотреть возможность введения штрафов за неподобающее поведение.

    А чтобы свести безобразия в парламенте к минимуму, во время проведения сессий в зале должны находиться парламентские приставы, в обязанности которых будет входить надзор за поведением депутатов.

    Не многовато ли будет? По ныне действующим нормам у нардепа может быть три десятка помощников. Если совсем точно – 31 человек. Европарламентарии сомневаются в необходимости такого количества персонала.

    Да и не все идут на эту должность исключительно из альтруистических соображений, о чем свидетельствуют многочисленные скандалы, участники которых пытались решить личные проблемы, размахивая удостоверением помощника нардепа.

    Европейские эксперты предлагают определить реалистичную и небольшую цифру помощников. При этом они должны соблюдать утвержденные должностные инструкции, в которых будут четко прописаны их полномочия и обязанности, а также все они должны быть зарегистрированы Управлением кадрового обеспечения Аппарата ВРУ. Только при этих условиях помощники получат соответствующее удостоверение.

    Стабильно неприкосновенны. Депутатскую неприкосновенность обещали отменить нардепы практически всех созывов ВР, начиная со времен Оранжевой революции. Но до сих пор так и не отменили, хотя по-прежнему обещают. Но теперь разговоры на эту тему прекратятся – как раз вовремя появился железный аргумент.

    Европейские эксперты пришли к выводу, что полная отмена системы депутатской неприкосновенности противоречит нормам эффективной международной парламентской практики и рекомендациям Венецианской комиссии.

    В Европарламенте считают, что неприкосновенность защищает депутата от риска стать объектом политически мотивированного судебного преследования по результатам его деятельности.

    По мнению экспертов, с ВР вполне хватит положения об ограничении неприкосновенности, если речь идет о совершенном депутатом уголовном преступлении.

    В то же время, привыкшие играть по другим правилам европейцы не учли риска иного характера: в Украине часто неприкосновенность становится единственной целью борющихся за депутатский мандат.

    Не для прессы. Каждый понедельник в парламенте проходит совещание Согласительного совета, на котором решают, какие законопроекты будут рассматриваться на текущей неделе.

    Как правило, все эти заседания превращаются в политический аттракцион, в ходе которого выступающие не обсуждают текущие проблемы, а выступают с партийными программами, лозунгами и прокламациями, красуясь перед камерами журналистов.

    В ВР существует политическая культура нарушения любых правил с целью принятия закона в экстремальных условиях и в последнюю минуту.

    Европейские эксперты считают, что целесообразно проводить такие совещания за закрытыми дверями без представителей СМИ. Тогда есть шанс, что Согласительный совет займется своими прямыми обязанностями - утверждением повестки дня.

    В то же время для открытости процесса должна быть создана рабочая группа парламентских корреспондентов из постоянных представителей ведущих украинских СМИ. Сразу же после заседания Согласительного совета им будет предоставляться вся необходимая информация.

    Удовлетворение амбиций. Сейчас в ВР работают 27 парламентских комитетов – слишком много по международным меркам.  Но от одного созыва к другому их количество только растет.

    Причина не в том, что работы становится больше, – все дело в амбициях нардепов и требованиях политических фракций. Эксперты отмечают, что должности в комитетах – не более чем разменная монета в процессе создания парламентского большинства.

    Европейцы предложили сократить количество комитетов до двух десятков, чтобы деятельность каждого соотносилась с полномочиями профильного министерства.

    А должности распределять так, как это делают в Европарламенте: по принципу пропорциональности, а не по политическим мотивам. То есть, чем больше фракция, тем больше должностей в комитетах она получит.

    Садимся и договариваемся. «В ВР существует политическая культура нарушения любых правил с целью принятия закона в экстремальных условиях и в последнюю минуту», – сказано в докладе европейских экспертов.

    По их мнению, в украинском парламенте слишком низок уровень доверия не только между оппонентами, но и в рамках коалиции. Это приводит к тому, что многие законы либо вообще невозможно принять, либо их принимают в экстремальных условиях.

    Только 7% поданных депутатами законодательных инициатив становятся законами – все остальное отправляется в корзину.

    Эксперты предлагают создать подразделение парламента по вопросам межпартийного диалога, своего рода посреднический отдел. Он должен поддерживать и координировать деятельность межфракционных групп, созывать встречи и совещания представителей политических партий, чтобы преодолеть возникающие при рассмотрении законопроектов противоречия.

    Также с этой целью предлагают как можно скорее принять законодательство о статусе парламентской оппозиции.

    Творцы законов. Детально исследовав деятельность украинского парламента, европейские эксперты пришли к выводу, что слишком много законов депутаты принимают в спешке, и потом в них приходится вносить изменения.

    При этом в ВР наблюдается настоящий «законодательный спам» – каждый нардеп считает своей обязанностью внести хоть какой-нибудь законопроект, чтобы показать свою активность избирателям или лоббировать чьи-то интересы. В итоге только 7% поданных депутатами законодательных инициатив становятся законами – все остальное отправляется в корзину.

    Также в Европарламенте отмечают низкое качество законопроектов, подготовленных Кабмином, что приводит к малому проценту принятых ВР правительственных законопроектов.

    Эксперты предлагают создать отдел, который будет проверять законопроекты на соответствие регламенту и общую адекватность еще до официальной регистрации такого документа. При этом отдел должен стать независимым экспертным центром, деятельность которого будет политически нейтральной.

    По-новому намерены в ВР рассматривать прошедшие регистрацию законопроекты. Из их перечня депутаты голосованием выберут 20 наиболее значимых и будут рассматривать их в порядке очереди.

    При этом за обычные законы предложено голосовать простым большинством присутствующих в зале нардепов, а особо важные законопроекты принимать только парламентским большинством.

    Теги: Гройсман реформы Верховная Рада ЕС
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив