Особенности украинского ценообразования: игры без правил

    23 июня, 2015 10:14
    Весной 2015-го взлетели цены на так называемый «борщевой набор». Особенно высокой оказалась цена на обыкновенную морковь. UA1 решил выяснить, что стоит за ценовыми парадоксами: картельный сговор или реальные экономические факторы

    С конца прошлого года в Украине прослеживалась тенденция удорожания продуктов питания. Наименьшее колебание в цене претерпел только алкоголь. Если без мяса и рыбы прожить можно, то без круп, масла и овощей вряд ли обойдется любое домохозяйство. Особенно рост цен ударил по бюджету пенсионеров. Теоретически, цены на социальные продукты должно регулировать государство. Однако парадокс в том, что самыми социальными продуктами оказались пиво и водка.

    Эти товары стали дешевле самого дешевого ранее овоща – моркови. Трудно даже сравнивать выращивание морковки с производством пива – сложным, водо- и энергозатратным, требующим закупок импортного сырья, обеспечения тарой, плюс акцизы, лицензии на продажу и т.д.

    Для сравнения: средняя себестоимость разлитой бутылки пива – 2-2,5 грн, а килограмм моркови на поле – 1-1,5 грн. До конечного покупателя бутылка пива в супермаркете доходит по цене 8-12 грн, а 1 кг моркови – 21-25 грн за прошлогоднюю и 30-38 грн за морковь этого сезона. Очевидно, что где-то на пути от поля до корзинки покупателя происходят накрутки в 300-400%.

    В развитых экономиках цены диктует рынок, конкуренция, спрос-предложение. Вопрос в том, насколько украинский рынок конкурентен, здоров и адекватен. Потому как многое из того, что на нем происходит, противоречит экономической логике. А ценообразование остается непонятным мистическим процессом. К факторам, влияющим на рост цен для потребителей, в последнее время добавляют умозрительные понятия: кризис, инфляция, сезонные колебания цен, дорогой бензин и т.д.

    Порой трудно разобраться, где подобные объяснения подорожания обоснованы, а где просто служат предлогом для злоупотреблений. Однако к повышению цен также приводит и нарушение конкурентного законодательства – так называемые картельные сговоры. И есть основания подозревать, что завышение цен на социальный «борщевой набор» стало результатом именно такого сговора ритейлеров.

    Антимонопольный комитет Украины уже наказал ряд крупных торговых сетей внушительным штрафом за согласованные действия, которые были выявлены Комитетом в результате недавнего расследования. Возник конфликт. Торговые сети все отрицают, штраф не платят и даже намерены отстаивать свои права в суде.

    Начальник шестого управления исследований и расследований АМКУ Елена Шевчук во время круглого стола на тему «Рынок или сговор? Можно ли штрафовать за конкурентные цены?» сообщила, что, несмотря на расследование, выводы и санкции АМКУ, нарушения в сетях продолжаются до сих пор. Представители ритейла заявляют, что никакого сговора не было и нет, а цены завышают поставщики. Поставщики кивают на ритейл, а эксперты говорят, что есть нюансы, которые до сих пор никто не исследовал.

    Как бы не было отрадно за рост и развитие отечественного ритейла, многие факторы настораживают. Хотя было бы несправедливо любую торговлю считать спекуляцией. Согласно выводам АМКУ, цены завышаются именно по вине ритейлеров. Подорожание происходило одновременно и резко практически во всех крупных торговых сетях. С точки зрения аудита, проверить это, в принципе, не сложно: в бухгалтерии супермаркета должны быть официальные накладные с ценами, по которым принимался товар у поставщика, а на торговых полках есть ценники. Обнародовать такую документацию нельзя, но следователи и аудиторы ею владеют.

    Торговые сети утверждают, что максимальные торговые накрутки, которые у них могут бать, – до 30%. Генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко, в комментарии UA1 заверил, что ни о каких огромных накрутках в торговых сетях и речи быть не может и наценок в 200-300% не бывает. Он также выразил уверенность в том, что за рост цен ответственность следует возлагать на поставщиков.

    Однако в выводах АМКУ говорится, что весь этот картельный сговор между торговыми сетями состоит не в согласованном прямом завышении цен, а в навязывании неадекватных, необоснованных условий договора поставщикам и производителям, что и приводит к значительному повышению конечной цены на товар. То есть сетям нет необходимости накручивать цены, поскольку превышение торговой наценки сразу будет видно, но есть другие косвенные способы поднять товар в цене.

    Особенности условий для поставщиков, которые могут влиять на формирование цены, заключаются в длительных отсрочках платежей за уже поставленную продукцию, в так называемой «плате за полку», в неоправданных дополнительных услугах, которые стоят денег. Директор Украинской Ассоциации поставщиков Алексей Дорошенко рассказал, как торговые сети работают с поставщиками. Он утверждает, что ритейл зарабатывает большие деньги только на непроплатах поставщикам. «По нашим подсчетам, 20% продукции, которая завозится в сеть, просто не проплачиваются», – говорит Дорошенко.

    По его словам, существует законопроект, который ограничивает максимальные сроки отсрочки платежей на поставку продукции, но он постоянно тормозится крупнейшими ритейлерами, и перспективы его принятия очень туманны. Он также обратил внимание на список ста богатейших людей Украины, недавно опубликованный в Forbes Украина: 18 из этих миллионеров и миллиардеров – владельцы ритейла, 19 – имеют отношение к АПК.

    Тем временем, по словам Дорошенко, средний бизнес превращается в малый. «Говорят о том, что все сегодня урегулирует рынок. Но всегда находятся очень крупные игроки, которые все топят, и говорить о рыночных условиях на сегодняшний день не приходится. Средняя отсрочка платежа торговой сети по договору с поставщиками составляет 90 дней, продажа товара идет за 35 дней, на 60 дней деньги уходят из малых предприятий, дотируя ритейл», – говорит он.

    По словам поставщиков, фактическая наценка торговой сети состоит из платы «за вход», платы «за ввод» каждой новой позиции, платежа за маркетинг, платежей за проведение акций на территории магазинов, ретробонусов, логистических наценок за доставку из распределительного центра в каждый магазин и, наконец, самой наценки.

    В компании Fozzy Group (сеть магазинов «Сильпо», «Фора») утверждают, что контракты, заключенные с поставщиками, являются обоюдовыгодными, и что цены на каждую партию устанавливаются отдельно и согласовываются обеими сторонами. Что касается обоснованности повышения цен на овощи, то ритейлер привел любопытный аргумент: сегодня на рынке Украины 95% общего объема моркови – импорт. Это продукция из Польши, Голландии, Франции.

    Как говорят представители сети, повышение курса доллара, а также введение дополнительного сбора на импорт в 10% привело к подорожанию. «Ранняя украинская продукция представлена на рынке, но в небольшом количестве, поэтому по цене иногда превышает импортную. Например, последняя наша закупочная цена на морковь: импортная, мытая, урожая прошлого года – 22,00 грн за кг, украинская молодая, урожая этого года – 29,00 грн за кг. Это прямые цены от производителя», – прокомментировали ситуацию в Fozzy Group.

    Возникает вопрос: а что ж случилось с украинскими овощами, которых всегда в стране выращивалось более чем достаточно? Торговые сети дают следующее объяснение: урожай прошлого года практически закончился, продукция очень низкого качества, 50-60% овощей длительного хранения оказываются непригодными к реализации и возвращаются производителю. По мнению, Игоря Ланды, генерального директора ООО «Новус Украина», все повышения цен происходят по инициативе производителя, а их синхронность обусловлена тем, что письмо о повышении отсылается поставщиком одновременно всему ритейлу.

    Сами поставщики и производители овощей не комментируют ситуацию. UA1 не удалось получить разъяснений и комментариев от агрофирм. Эксперты и юристы намекнули, что не все так просто. Иногда поставщики тоже ведут себя недобросовестно: в договоре заявляют одну цену, а в момент поставки сообщают, что товар подорожал. Кроме того, само понятие «поставщик» вовсе не означает «производитель». Это может быть оптовик или дистрибьютор.

    У компании посредника и ритейлера может быть один владелец. Покупать у самого себя может быть выгодным, так как посредник тоже делает немалую наценку. Эксперты отмечают, что провести полный аудит ценообразования не проблема, но для этого нужно отследить всю цепочку от фермерского поля до конечного потребителя. Этого никто не делает. Возможно, из-за отсутствия заинтересованности и мотивации.

    На сайте агро-объявлений, в разделе «куплю-продам морковь» можно сориентироваться в закупочных ценах, наценках и т.д. Так, хозяйства или фермеры выставляют на продажу морковь с поля по 1,4-3 грн за 1 кг, в зависимости от региона. Овощехранилища и склады предлагают по 5-8 грн. Многие овощехранилища пишут, что оборудованы современными импортными холодильными и вентиляционными установками. Так что проблема условий для нормального хранения овощей вполне решаема. Понятно, что расход электроэнергии для такого оборудования будет включен в наценку. Среди оптовиков встречается закупка по 3-5 грн, а продажа – от 7 до 12 грн.

    На таких сайтах часто можно увидеть объявления о закупке овощей для супермаркетов. Это означает, что торговые сети, вопреки утверждениям, работают не напрямую с производителями, а через посредников. Супермаркетам может быть удобно работать через посредника. Не приходится иметь дело с большим количеством мелких производителей, у которых разные цены. Таким образом, старая морковь, продаваемая овощехранилищами по 6 грн, а оптовиками – по 12, на прилавках супермаркетов стоит 23-25 грн.

    Оборот розничной торговли в Украине в январе-апреле 2015 года упал на 25,3%. По данным ООН, мировые цены на продукты снизились до пятилетнего минимума. Несмотря на это, в Украине продолжается рост цен на потребительские товары. Но отечественные экономисты объясняют это лишь общими категориями: война и кризис.

    Теги: АМКУ ценовой сговор продовольственный рынок ценовая политика Fozzy Group АПК
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив