"Нибулон" vs Омелян: какой будет ставка Порошенко

    12 июля, 2018 12:06
    Украинский агрохолдинг "Нибулон" вошел в открытую стадию конфликта с министром инфраструктуры. На кону – крупные инвестиции в экономику страны. Решающее слово за президентом

    "Инвесторы дают работу украинцам", "Если нам нужны инвестиции – это должно быть легко, как покупка в интернет-магазине" – эти и многие другие заверения в налаживании инвестиционной привлекательности Украины из уст руководства страны звучат довольно убедительно. Но каково реальное положение вещей?

    Действительно, и Порошенко, и Гройсман очень любят хвастаться ростом показателей инвестиций. Да, говорят, не так стремительно растут, как хотелось бы, но понемногу прибавляется. Пеняют на "войну и агрессию", на ряд продолжающихся реформ и прочие барьеры,  не замечая при этом очевидных причин, по которым потенциальные инвестиции уходят за границу.

    Уходят туда, где комфортнее работать, где правила для ведения бизнеса четко выписаны и не нарушаются самими же чиновниками с чрезмерными аппетитами, где есть гарантии. У нас же все с точностью до наоборот.

    Сегодня в Украине все чаще говорят о том, что давление на бизнес достигло апогея. И как только предприятие начинает расти, его прибивают рейдерскими захватами не без участия госслужб. Жадность к деньгам и власти, передел собственности, рейдерство – лишь небольшая часть до сих пор существующих в Украине преград для захода инвестиций. Но способна ли Украина преодолеть их при этой власти?

    Одна из гаваней Порошенко

    О слабости гаранта Петра Алексеевича появляться только на позитивных мероприятиях слагают даже мэмы. Особенно после таких "открытий", как последний торжественный и с помпой запуск движения по отремонтированным 23-м километрам дороги.

    Для понимания всей полноты картины, стоит знать, что в Украине более 160 тысяч километров дорог только государственного значения, 90% (если не все 99%) которых требуют ремонта или капитального восстановления, а ведь есть еще и местные… Так себе ивент!

    Другое дело, когда едешь на развивающееся предприятие на открытие нескольких цехов при растущем уровне безработицы или спуск нового судна при практически похороненном в стране судостроении. И выступаешь там перед несколькими сотнями/тысячами вполне довольных жизнью будущих избирателей. Согласитесь, картинка получается гораздо лучше.

    Проблема только вот в чем: не везде по областям найдутся такие "гавани" для предвыборных пируэтов, а если где и находятся, то не в каждой президент Порошенко будет желанным гостем.

    В Николаеве, к примеру, такой гаванью был и пока еще остается ООО СП "Нибулон". Предприятие является одним из крупнейших сельхозтоваропроизводителей в Украине, лидером украинского аграрного рынка. За 24 года своей деятельности "Нибулон" инвестировал в экономику Украины более 1,6 млрд долларов США, имеет 43 подразделения в 12 областях, собственный судостроительный завод, обрабатывает 82,5 тысяч гектаров арендуемых земель, со скрипом, но пытается развивать речные перевозки, причем не только грузовые, но и пассажирские.

    И если заходит речь о намерении Петра Алексеевича наведаться в некогда город корабелов, то знайте, что одной из точек его пребывания в Николаеве будет "Нибулон". Кстати, не он один использует имидж агрохолдинга себе во благо. В прошлом году открытие нового перегрузочного речного терминала компании в Запорожской области (стоимостью около 500 млн гривен) посетил премьер Гройсман, рассказывал о "начале восстановления экономики".

    А теперь появляется информация о том, что "Нибулон" намерен инвестировать около 2 миллиардов долларов в портовую инфраструктуру Египта. Действительно, генеральный директор Алексей Вадатурский уверяет, что сделано это будет не в ущерб планам предприятия в Украине, однако при этом откровенно, не жалея выражений, сетует на ведущуюся войну с Министерством инфраструктуры, которое препятствует развитию судоходства по украинским рекам.

    "Проблема Украины в том, что посты министров занимают непрофессионалы", – говорит владелец агрохолдинга.

    Возглавляющий же министерство Владимир Омелян тем временем обвиняет украинскую компанию в попытке создать монополию и… "ждет иностранные инвестиции и иностранные судна". Значит ли это, что украинские инвестиции ему не интересны?

    "Народный спрут"

    Отдельно глава "Нибулона" заявляет о постоянной травле своего сына Андрея Вадатурского, который на данный момент является народным депутатом из пропрезидентской фракции. Звучащие в его адрес обвинения в лоббизме интересов семейного бизнеса и преследовании корыстных целей Вадатурский-старший называет некорректными и нечестными.

    И если конфликт с министром инфраструктуры только недавно для широкой публики вышел в плоскость явного противостояния с "Нибулоном", то у Вадатурского-младшего необъявленная война с главой Мининфраструктуры продолжается вот уже более двух лет. Параллельно с ней вспыхивали конфликты с другими представителями партии "Народный фронт", по квоте которой Омелян сел в кресло министра.

    Во-первых, нардеп Вадатурский открыто выступал за отставку лидера НФ Арсения Яценюка с поста премьер-министра. Рассказывая при этом, как ему коллеги-"фронтовики" предлагали "взятку" в виде отремонтированной дороги на округе в Николаевской области:

    "Мне не предлагали наличку, мне просто сказали: "Мы понимаем, что ты борешься за дорогу "Николаев-Днепропетровск" полгода, а мы можем решить этот вопрос". Я говорю: "Я же ходил к министрам, я ходил к премьер-министру, я общался, готовилось постановление, но деньги так и не выделили". Знаете, что сказали? – "Не нужно ходить, можно все здесь решить. Проголосуй, поддержи, и мы тебе сможем решить вопрос".

    За такую откровенность Вадатурский-младший схлопотал жалобу в НАБУ от сторонников Яценюка, которая, судя по всему, со временем была замята. С целью же исключить "ручник" при распределении финансирования на ремонт дорог он инициировал создание Дорожного фонда на законодательном уровне, чем основательно урезал полномочия Омеляна и Ко. Но говорить о том, что после этого конфликт был полностью исчерпан, не приходится.

    Во-вторых, нардеп публично заявлял, что Николаевский регион на парламентских выборах был отдан "Народному фронту" на откуп, поэтому там нереально что-либо сделать. На почве конфликта с губернатором-"фронтовиком" Вадимом Мериковым в 2016 году Вадатурский оставил должность председателя областной ячейки БПП и написал заявление о выходе из партии.

    Сейчас основная причина продолжающегося противостояния с Омеляном заключается в разных видениях реформы внутреннего водного транспорта (ВВТ). На сегодняшний день в парламенте рассматривают два принципиально разных законопроекта "О внутреннем водном транспорте" – №2475а-д (доработанный) и №2475а-4. Первый из них отстаивает профильное министерство, а соавтором второго является Андрей Вадатурский.

    Главная разница между проектами заключается в том, что "министерский" предусматривает введение "речного сбора", создание администрации на реках по типу скандального ГП "Администрация морских портов Украины", а также неограниченный запуск на внутренние водные пути судов под иностранными флагами. Второй проект написан под лозунгом привлекательности речных перевозок для бизнеса, что значит – налоговую нагрузку на отрасль нужно снять по максимуму. А беспрепятственный допуск иностранных судов, считают авторы, окончательно поставит крест на украинском судостроении.

    Собственник "Нибулона" не отрицает, что компания выступает резко против варианта Омеляна, поддерживая проект его сына. Учитывая, что предприятие сегодня активно развивает речные перевозки, уличить Вадатурских в попытке построить монополию и в преследовании корыстных целей достаточно легко. С другой стороны, а что мешает любому предприимчивому гражданину сейчас заняться этим бизнесом? "Нибулон" или понимание того, что подобные попытки заведомо обречены на убыточность и провал?

    Последняя капля?

    Во время визита президента Порошенко в Николаев 23 мая гендиректор "Нибулона" Вадатурский публично пожаловался ему на давление на компанию со стороны главы Мининфраструктуры Владимира Омеляна. Бизнесмен признается, что накипело, что устал терпеть непрекращающиеся обвинения, нападки и зачастившую "чернуху" в СМИ. Договорились встретиться "на следующей неделе".

    "Алексей Вадатурский знает, что он 4 года находится под моей защитой", – сообщил Порошенко с трибуны на предприятии, но намеченная встреча ни на следующей неделе после визита, ни позже (по состоянию на 12 июля) так и не состоялась.

    Вместо этого 3 июня в эфире принадлежащего Порошенко "5 канала" вышел сюжет с новым "разоблачением" – на этот раз кредитных тайн "Нибулона". В ответ на это в компании официально заявили, что намерены отстаивать свою репутацию в судебном порядке, считают материал заказным и направленным на принятие "антигосударственного" законопроекта о внутреннем водном транспорте.

    Сам Вадатурский, комментируя появление сюжета, сказал, что сначала даже подумал, будто канал взломали хакеры. Говорить же о роли президента Порошенко в этом бизнесмен не стал, выразив надежду, что ему еще удастся побеседовать с президентом тет-а-тет.

    Теги : Гройсман Порошенко Арсений Яценюк БПП Народный Фронт 5 канал рейдерство Администрация морских портов Омелян ООО СП "Нибулон" Алексей Вадатурский Андрей Вадатурский
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ


      Архив