Нефть дешевеет, а бензин в Украине продолжает дорожать

    24 февраля, 2016 09:19
    В 2016 году падение мировых цен на нефть продолжилось. Вопреки этому стоимость нефтепродуктов в Украине остается высокой. Виной всему – национальная валюта, которая упорно обесценивается, несмотря на все усилия правительства и Нацбанка

    Мировые тенденции

    Начало 2016 года ознаменовалось новым падением цен на нефть. На фоне перепроизводства и нежелания крупнейших мировых производителей снижать его добычу, стоимость «черного золота»  на мировых рынках в начале года побила многолетние антирекорды. В январе, после снятия западных санкций с Ирана, цена на нефть марки Brent опускалась ниже 28 долл./баррель.

    Столь существенное падение цен закономерно привело и к снижению стоимости нефтепродуктов в мире. Особенно сильно это снижение ощутили жители американского города Хоутон-Таун в штате Мичиган, где стоимость одного литра бензина в начале года упала до 47 центов за галлон, что в пересчете на привычные украинцам величины составляло чуть более 3 грн за литр. Впрочем, столь низкая цена в Хоутон-Таун стала результатом ценовой войны, которую вели между собой три городские бензоколонки, а средняя цена литра бензина в США все же существенно выше – более 12 грн за литр.

    Как бы там ни было, а тогда мировые аналитики в один голос твердили, что низкая стоимость нефти – явление долгосрочное, а некоторые эксперты даже прогнозировали обвал цен до 15-20 долл./баррель. Однако уже в феврале цены на нефть начали немного расти. Причиной этого стала договоренность Российской Федерации и Саудовской Аравии об отказе от наращивания добычи выше уровня января 2016 года. Впрочем, данное событие не смогло существенно укрепить мировые цены.

    «Эта новость имела краткосрочный эффект в виде роста стоимости нефти до 35 долл. за баррель с последующим снижением, поскольку январский уровень добычи сам по себе был очень высоким и реально никто его и не собирался превышать в существующих условиях низких цен», – объясняет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

    В то же время, по его словам, достижение договоренности между РФ и Саудовской Аравией стало своеобразным сигналом для рынка о возможности более серьезных соглашений по снижению добычи в ближайшем будущем. Если это действительно произойдет, то рост мировых котировок на нефть будет неизбежным.

    Украинские реалии

    Еще в конце прошлого года большинство украинских аналитиков прогнозировали, что стоимость нефтепродуктов на отечественных АЗС будет снижаться вслед за падением мировых цен на нефть. По словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, наша страна импортирует до 85% нефтепродуктов, поэтому их стоимость в мире напрямую влияет на цены в Украине. Однако операторы автозаправочных станций традиционно не спешили снижать цены, объясняя это большими остатками дорогих нефтепродуктов.

    Операторы АЗС не снижают цены, потому что хотят больше заработать, а государство совершенно не контролирует ценовую ситуацию – ни правительство, ни Антимонопольный комитет.

    «Так исторически сложилось, что водители в Украине не видят низких цен на бензин. Когда нефть стоит 80 долл. за баррель, бензин в Украине стоит 20 грн, 60 долл. за баррель – 20 грн за литр. Сегодня баррель нефти торгуется по 36 долларов, а у нас те же 20 грн за литр. Это нездоровая ситуация. И виноваты в этом и сами операторы, и государство. Первые не снижают цены, потому что хотят больше заработать, а государство совершенно не контролирует ценовую ситуацию – ни правительство, ни Антимонопольный комитет», – негодует эксперт.

    Следует отметить, что высокая стоимость топлива в стране в начале года в кои-то веки все же заинтересовала профильное министерство. А сам министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин еще в январе пообещал «убедить» нефтетрейдеров в необходимости снижать цены, для чего провел специальное совещание в Минэнерго.

    «На фоне устойчивой тенденции снижения цены на нефть такую же тенденцию должны показать цены на заправках в Украине, и мы будем говорить с трейдерами, почему так не происходит. Мы в министерстве прекрасно понимаем, что сегодня на цену бензина и дизеля влияет и высокий курс доллара к национальной валюте, и ставки акциза. Но если мы строим рыночную экономику, люди должны ощущать все ее преимущества. Цена на нефть объективно падает на мировом рынке. Люди должны это почувствовать на своих кошельках. Поэтому завтра ожидаю от трейдеров конструктивного разговора по снижению цен на топливо», – заявил Демчишин накануне самого совещания.

    Впрочем, после данной встречи в Минэнерго уже были не столь категоричны, отметив, что в ходе совещания в министерстве нефтетрейдеры обратили внимание на структуру цены бензина, в которой налоги и акциз занимают больше половины стоимости, поэтому снижение цен на горючее в Украине не может полностью соответствовать падению котировок на нефть. При этом в министерстве добавили, что коррекция цен на топливо в стране напрямую будет зависеть от курса национальной валюты.

    Вслед за гривной

    По мнению Куюна, нынешняя девальвация гривны уже создала предпосылки для подорожания нефтепродуктов в Украине, однако пока сети АЗС сдерживают рост цен за счет запасов топлива.

    «На сегодняшний день пропорция такова, что каждая гривна в курсе – это дополнительная гривна в себестоимости топлива. На данный момент, ввиду низкого сезона и небольшого потребления, есть еще декабрьские и январьские запасы топлива. За счет этого пока и удается сдерживать цены на горючее на уровне января. Но мне кажется, что до конца месяца на стелах АЗС уже произойдет реакция на снижение курса гривны и стоимость топлива пойдет вверх», – отмечает эксперт.

    До конца февраля средняя цена наиболее популярной марки бензина А-95 вырастет примерно на 50 копеек.

    В свою очередь, директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев добавляет, что в соответствии с экономическим прогнозом центра, на сегодняшний день существуют предпосылки к росту стоимости нефтепродуктов в рознице на 1,5-2 грн за литр в зависимости от марки. При этом эксперт оговаривается, что вряд ли отечественным автомобилистам следует ожидать подорожания горючего именно на такую величину.

    «Ведь на рынке наблюдается достаточно сложная конкурентная ситуация, обусловленная тем, что ряд компаний нижнего ценового диапазона установили цены на заправках ниже себестоимости производимого топлива. Делать это им позволяет «оптимизация» налогов и качества. Иными словами – они не доплачивают в бюджет. По нашим расчетам – порядка 2,5-3 грн с литра топлива», – говорит Рябцев.

    По его словам, в такой ситуации другие компании пытаются сдерживать рост цен, чтобы минимизировать уход клиентов в сети нижнего ценового сегмента. Ведь из-за падения платежеспособности населения в Украине уже не первый год наблюдается тенденция к переходу на более дешевый бензин. Как отмечает Рябцев, это привело к тому, что в 2015 году объемы реализации горючего у компаний нижнего ценового диапазона выросли примерно на четверть, тогда как в целом по рынку наблюдается падение продаж топлива.

    «Поэтому, несмотря на существование указанных экономических предпосылок к росту цен, вряд ли кто-то из трейдеров в таких условиях рискнет существенно их поднять», – считает Рябцев.

    В то же время, Куюн прогнозирует, что уже до конца февраля средняя цена наиболее популярной марки бензина А-95 вырастет примерно на 50 копеек. При этом рост цен на нефть в мире, в случае сокращения ее добычи, не говоря уже о дальнейшей девальвации гривны, может спровоцировать куда более существенное подорожание.

    Теги: Саудовская Аравия Россия США демчишин Минэнерго нефтепродукты нефть антимонопольный комитет АЗС бензин ценовая политика цена на нефть курс гривны
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив