На сухом пайке. Кризис рынка розничной торговли

    17 июля, 2015 14:41
    В первом полугодии 2015 года открылось около 140 продовольственных магазинов – в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Некоторые из сетей на грани банкротства

    Сети современных продовольственных магазинов существенно замедлили свое развитие. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании GT Partners Ukraine. По информации аналитиков, если в первом полугодии 2014 года игроки рынка открыли 211 торговых точек, то за шесть месяцев этого года – всего около 140.

    Такого значительного снижения темпов развития директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля не припомнит. «На лицо – существенное замедление экспансии сетей на рынок», – говорит он.

    Эксперты уверены, что развитие рынка тормозят падение покупательской способности и курсовые качели. Кроме того, ситуация в банковской сфере не способствует выдаче кредитов, а на собственные деньги могут развиваться далеко не все операторы.

    «Выросли расходы на запуск торговых точек, а банки кредитов не дают либо дают под высокие проценты», – пожаловался директор одной из сетей супермаркетов, пожелавший остаться неназванным.

    Ужесточение конкуренции

    Естественно, что все эти факторы приводят к тому, что конкуренция, которой до этого на рынке принципиально не было, ужесточается.

    «Еще совсем недавно продуктовые ритейлеры не рассматривали друг друга, как конкурентов. Они относились друг к другу, как к игрокам, которые противостоят поставщикам и потребителям, – объясняет Алексей Дорошенко, глава Ассоциации поставщиков торговых сетей. – Сейчас ситуация очень медленно, но начинает меняться».

    Новая тенденция на рынке ритейла – постепенная смена формата открываемых операторами магазинов. Большая часть новых торговых точек – «магазины у дома».

    «Меня крайне удивляет ужесточившаяся конкуренция в Киеве и поражает, как этот вопрос решает, допустим, «Сільпо», скупая конкурентов. К примеру, на Оболони есть места, где на улице можно увидеть сразу три супермаркета этой сети», – отмечает Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании RetaiNet.

    Впрочем, FozzyGroup (торговые марки Fozzy, «Сільпо», «Фора» и «Буми-маркет») и не скрывает своих планов стать самым активным продуктовым ритейлером в Киеве в ближайшее время. И, похоже, подобная тактика себя уже оправдала.

    По итогам первого полугодия группа компаний открыла в Украине 22 магазина и тем самым стала лидером по темпам развития, оставив позади сеть супермаркетов «Наш край», которая расширилась на 12 торговых точек, а также своего главного конкурента – продовольственного ритейлера «АТБ», открывшего всего 10 магазинов.  

    Правда, по данным GT PartnersUkraine, «АТБ» продолжает сохранять лидерские позиции по общему количеству магазинов. Даже потеряв более 150 торговых точек на неподконтрольной Украине территории Донбасса и Крыма, по итогам первого полугодия сеть насчитывала 741 магазин, тогда как FozzyGroup – 489, «Наш край» – 179 магазинов.

    Еще одна тенденция на рынке ритейла – постепенная смена формата открываемых операторами магазинов. Большая часть новых торговых точек – «магазины у дома». На них сейчас приходится около 3/4  от общего количества открытых объектов.

    «Например, только за последние полгода львовская, довольно молодая сеть минимаркетов «Близенько» открыла 10 «магазинов у дома», тем самым разделив третье место по темпам развития с сетью «АТБ», – сообщил Игорь Гугля.

    В смене приоритетов по формату свою роль сыграло отсутствие подходящих больших помещений – в последнее время в Украине строится все меньше новых объектов торговой недвижимости. Но все же основная причина, по словам экспертов, носит экономический характер.

    «В открытие одного «магазина у дома» необходимо вложить около 1 млн грн, в супермаркет – 8-12 млн грн, а в гипермаркет – около 24 млн грн», – приводит простой расчет Александр Ланецкий.

    В режиме экономии

    Некоторые эксперты поясняют застой в развитии сетей еще и тем, что рынок продовольственной розницы практически насыщен. Ведь в условиях, когда розничный товарооборот сократился с января по май, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 25,4% (до 182,219 млрд грн) развиваться сетям особо некуда.

    «Мы не планируем открывать в этом году новых магазинов. Решили сосредоточиться на ремонте уже существующих. Все-таки мы самая старая сеть на рынке. Да и экономическая ситуация в стране к расширению не располагает», – говорит Евгений Кулинич, генеральный директор розничной сети «Фуршет». 

    Наибольшее влияние кризис оказал на такие категории, как рыба и морепродукты, мясо, овощи и фрукты. В среднем, 30% покупателей стали меньше покупать эти категории товаров.

    «Сейчас, как и в кризис 2009 года, покупатели стали ходить в супермаркеты чаще, но покупают только самые необходимые продукты», – отметила в интервью UA1 Наталья Азюковская, исполнительный директор компании «Омега» (управляет сетью супермаркетов Varus).

    При этом экономят украинцы на товарах, которые могут заменить более дешевым аналогом – как в продовольственной группе, так и непродовольственной, а также на товарах, от покупки которых можно отказаться.

    «Из свежих продуктов наибольшее влияние кризис оказал на такие категории, как рыба и морепродукты, мясо, овощи и фрукты. В среднем, 30% покупателей стали меньше покупать эти категории товаров. При этом более чем на 50% увеличились штучные продажи мясных консервов и паштетов. Сократилось потребление кондитерских товаров собственного производства, однако, почти на 25% увеличились продажи конфет и сладостей. Больше стали потреблять привозной хлеб – более дешевый по сравнению с хлебом собственного производства», – привела пример Наталья Азюковская.

    На поводу у спроса

    Учитывая меняющиеся предпочтения покупателей, супермаркеты продолжают пересматривать или сокращать ассортимент товаров на полках.

    «Ассортиментный перечень в нашей сети корректируется постоянно. Присутствие того или иного товара на полке определяется, в первую очередь, потребительским спросом. Продукция с недостаточными показателями продаж выводится из ассортимента, ее заменяет новый товар», – рассказывает Анна Личман, начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ».

    Крупные сети начали самостоятельно импортировать товар из-за рубежа, отказываясь от услуг посредников.

    «Мы пересмотрели всю ассортиментную матрицу и были вынуждены ее сократить до 20% в некоторых категориях, при этом приложили максимум усилий, чтобы закрыть все потребности наших клиентов», – говорит Наталья Азюковская.

    К слову, некоторые крупные сети начали самостоятельно импортировать товар из-за рубежа, отказываясь от услуг посредников.

    Например, FozzyGroup укрепила позиции собственного импорта – «Власний імпорт без посередників», увеличив в 2014 году количество поставщиков по всему миру до 580 компаний-производителей.

    «На конец 2014 года «Власний імпорт без посередників» включал свыше 6000 артикулов ассортимента постоянных товаров и 1500 сезонных», – отмечается на сайте группы.

    В ассортименте супермаркетов увеличивается также процент собственных торговых марок (СТМ). По сравнению с прошлым годом их доля в общем товарообороте выросла на 3%, как и доля акционных товаров.

    «В 2014 году линейка товаров СТМ расширилась до 2350 наименований продукции в 380 категориях. Более 20 новых категорий выпущено в среднем ценовом сегменте под ТМ «Премія» и «ПреміяРікіТікі». На текущий момент в торговых сетях продается продукция под одиннадцатью СТМ», – подводит итоги прошлого года FozzyGroup.

    Самая большая доля СТМ, по словам специалистов, в крупах, муке и сахаре – там, где брендозависимость очень низкая. По таким группам этот показатель достигает до 90% в обороте. Значительную долю СТМ занимает также в кондитерской группе и плодово-овощных консервах, рыбной консервации, солениях и сухофруктах.

    В ассортименте супермаркетов увеличивается также процент собственных торговых марок.

    «Самое главное – это правильное понимание своих клиентов и их потребностей. 80% потребителей зависят в той или иной мере от цены. Советую концентрироваться на местных производителях (не зависят от импорта, будем надеяться) из разных регионов. И я не играл бы с заморскими продуктами, как консервы например, которые массово везли и везут из Китая», – советует Александр Ланецкий. 

    Впрочем, играть с заморскими продуктами все больше сетей и не могут себе позволить. Их долги перед поставщиками и так исчисляются миллионами гривен. «Одна из крупных сетей задолжала поставщикам 300 млн грн. Сейчас она начала процедуру банкротства, пытаясь таким образом избавится от долгов», – говорит Алексей Дорошенко. 

    По словам эксперта, у многих сетей сейчас внутренние финансовые проблемы, которые не позволяют им развиваться, поэтому случаи банкротства будут только учащаться.

    Теги: АТБ подорожание кризис продовольственный рынок ритейл FozzyGroup
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив