Любомир Гузар: Если бы только люди вместо заламывания рук и нареканий взялись за работу

    16 декабря, 2015 16:19
    С епископом УГКЦ Блаженнейшим Любомиром Гузаром разговариваем о том, как украинцам выстоять в трудные времена, где брать веру и силы, как послужить миру
    Блаженнейший Любомир Гузар
    Фото: UA1
    Блаженнейший Любомир Гузар

    Традиционные предновогодние обращения и речи разных политиков к гражданам в последнее время вызывают у населения только раздражение и иронию. Люди устали от лжи, неискренности и бесконечного политического пиара. Накануне светлого Рождества Христова украинцам хотелось бы услышать искренние слова от человека, которому они доверяют, и которого считают духовным авторитетом. Таким человеком, безусловно, признан Блаженнейший Любомир Гузар.

    У Блаженнейшего нет сейчас возможности много общаться и часто принимать посетителей, но он не отказывает там, где нужны его слова надежды, утешения и мудрости. В своей резиденции он встретил нас словами: «Чем могу служить?». И это служение не прекращается. Владыка занимается активной общественной деятельностью. В частности, участвует в Инициативной группе «1 декабря».

    Группа, как известно, в ноябре обнародовала «Слово о свободе и ответственности», которым обращается к народу и власти с практическими установками. Главной темой призыва Блаженнейший Любомир обозначил строительство жизни на основании здоровых духовных ценностей, отказе от материализма и мракобесия советских времен.

    Этой и других тем мы и коснулись в нашей беседе с Владыкой.

    Украинцы вступают в новый год в подавленном настроении, отчаянии и унынии. Можете сказать им что-то обнадеживающее?

    Да, до меня доходит информация, что народ угнетен и отчаялся. Неприятно об этом узнать. Отчасти это можно понять. Но я думаю, что такое разочарование не полностью оправдано. В советское время партия и правительство настроили людей так, что они должны ничего не делать, ни о чем не заботиться, а только пассивно ждать, чтобы получить. И эта ментальность еще сохранилась в обществе.

    Но вспомним: в 2013 году тогдашний премьер-министр Азаров и президент Виктор Федорович сказали, что Украина не готова к сближению с Европой – то есть, не готова к изменениям. Но народ сказал «нет» – и начался Майдан. Началось от молодежи, а дальше очень быстро примкнули и старшие граждане по всей стране. Все говорили: мы хотим перемен. Народ, который смог такое сказать, – это народ, в котором есть определенное значимое воодушевление. Кто попало такого не скажет. Это свидетельствует о том, что у нас таки есть сила.

    В чем эта сила?

    Когда пришла война, у нас не было готовой боеспособной армии. Но на эту агрессию неожиданно для наших соседей и для нас самих все же поднялась армия. Сегодня у нас есть армия, и мы уже что-то собой представляем. Нападение на Украину сегодня очень рискованно для наших соседей. За очень короткое время обнаружилась способность народа организоваться и подставить чело опасности.

    Еще один удивительный элемент – волонтерство. Не какая-то маленькая группка, а граждане – разные по возрасту, происхождению, имущественному состоянию – по всей Украине начали действовать. Это доказывает, что у нас есть внутренняя сила. Но эта сила не использована должным образом.

    Если бы люди вместо заламывания рук и нареканий взялись за работу! У них есть духовная сила. На это есть доказательства – Майдан, волонтеры, армия. Это с неба не упало вдруг, это вышло из народа. Только надо работать, а не ждать, что власть что-то даст или заграница поможет. Да, они нам очень помогают, но у нас самих есть очень много внутренней энергии, которую надо использовать.

    Мы не смеем быть безразличны к тому, что происходит с другими людьми.

    Нет причин, по которым граждане по всей стране не могли бы начать по мере своих возможностей организовать свою жизнь своим трудом, инициативой, ответственностью друг за друга. Мы можем продолжать, развивать, строить то, что началось на Майдане.

    Какие именно действия нужны для этого?

    Нет общего рецепта. Каждый из нас, проснувшись утром, пусть спросит себя: что я сегодня сделаю, чтобы страна развивалась? Вечером, готовясь ко сну, пусть спросит: что я сегодня сделал, чтобы строить новую Украину? Я не знаю, что каждый должен конкретно делать, но я себе представляю так: политик пусть честно послужит народу, учитель – воспитывает новое поколение, верное своей идентичности, хозяин – обрабатывает землю, чтобы она дала плод.

    Нет ограничений. Пусть каждый делает то, к чему он в данный момент призван. Пускай даже самое малое из того. Если бы каждый в меру своих сил и своего призвания что-то делал, не было бы причин заламывать руки, отчаиваться, плакать. Работать надо. Строить надо. Хотеть надо. А сила у нас есть.

    Такие люди есть, но для того, чтобы продвигать страну, в процентном соотношении их очень мало по сравнению с пассивными гражданами.

     Я согласен, что мы еще мало стараемся. Мне кажется, что все церкви должны проповедовать, поощрять людей работать, обходить то, что вредно. Вот есть примеры коррупции. Коррупция – это грех, преступление. Мы должны в наших церквях слышать осуждение коррупции. Бороться, отвергать ее. Родители должны воспитывать своих детей в том же духе, учителя должны также в школах поощрять и искать хорошие примеры.

    Многие люди сейчас доведены до такого состояния нищеты, что вынуждены не жить – выживать. Можно ли ожидать от них каких-то действий?

    Нам не хватает старания помогать друг другу. Не было ли бы хорошо поощрять к тому граждан?! Посмотрите вокруг себя: нет ли рядом человека, который голоден? Если у вас есть хотя бы маленькая власть, если вы – предприниматель, умеете что-то организовать, вы можете помочь.

    Мы не смеем быть безразличны к тому, что происходит с другими людьми. В этом нам нужно пробуждение. Мы еще мало делаем. И может мало нас подгоняют. Это должна делать церковь, школа. Желательно, чтобы и государство также поощряло, поддерживало хорошие здоровые инициативы. Чтобы наши законодатели выдумывали не фантастические, полезные для себя законы, но чтобы поощряли общественность друг другу помогать.

    В очень короткое время проявилась способность нашего народа организоваться и подставить чело опасности.

    Многие люди сами не могут справиться по разным причинам. Но я не вижу такой ситуации, где люди не могли бы найти решения, если бы начали думать о ближних. Те же волонтеры не строят своей выгоды, как это делают наши так называемые олигархи-нувориши. Похоже, они не учатся тому, что сидение на деньгах счастья не принесет.

    Владыка, как противостоять страху, который искусственно нагнетается и в Украине и во всем мире?

    Опять же, ответственные люди должны поддерживать дух народа. Церковь, школа, государство должны убедить, что нет необходимости бояться. У страха, как говорится, глаза велики. Но если мы работаем и шаг за шагом строим, то чего бояться! Терроризм, бандитизм, преступность надо последовательно, резко побороть. Не дать им возможности гулять.

    Приведу такой пример: когда я жил в 70-х годах в Италии, в Риме появились коммунистические «красные бригады», специально подготовленные, которые должны были прежде всего сеять страх и захватывать власть. Сначала народ испугался. Но в очень короткое время отверг их, не принял. И все те страшные вооруженные бригады исчезли. Это важно – не дать себя запугать. Может, в первый момент и придет сомнение. Но потом обязательно совместными силами победить то, что может нас пугать.

    Что больше всего будет служить миру: мирные договоренности с теми, кто на самом деле не хочет мира, или же достойный отпор захватчикам?

    Мир возможен только тогда, когда две стороны этого хотят. Если одна сторона этого не хочет, то надо стараться, надо давать отпор. Есть пример: долгие десятилетия Франция и Германия воевали между собой. Впоследствии и те, и другие поняли, что это их разрушает. Сегодня они друзья. Они поняли, что война им ничего не даст.

    В нашей ситуации агрессор и не хочет прекратить им быть. Мы можем только сказать: мы готовы к миру, но как долго вы не хотите мира – мы будем защищаться, давать отпор. Не допустим, чтобы нам по голове ходили, как говорится.

    Как быть, когда есть еще и третья сторона, которая заинтересована в замораживании этого конфликта?

    Ситуация действительно сложная. Сейчас люди организуют движение против смертоносного оружия. Это своего рода первый шаг. Если уже не можем жить в мире, то хотя бы не пытаемся друг друга уничтожить. Мы должны себе сказать: мы не хотим продолжать смертоносную войну. Мы должны занимать такие позиции, где каждый отстоит то, что ему принадлежит.

    С Божьей помощью придет время, когда здоровый элемент российского народа поднимет голос и скажет: хватит сего!

    Украинцам очень болит и Голодомор, и расстрел Майдана, и война. Поэтому сейчас звучит много призывов такого характера: «Не должны забывать! Не должны прощать!». Это правильно?

    Это не путь к развязке. Должно быть желание простить друг другу, если обе стороны виноваты. Если одна виновата, то должна извиниться, а вторая должна это принять. Но нельзя забывать. Чтобы не повторить тех же ошибок. Кто бы ни провинился, один должен извиниться, а другой – простить. Если же продолжать жить в ненависти, то будем только сеять зло на много будущих лет.

    Есть пример Польши и Германии. Гитлеровская Германия очень много бед натворила в Польше. После Вселенского собора в 60-х годах прошлого века епископы Германии собрались и задекларировали: мы просим поляков простить нашему народу то, что он делал в Польше. И поляки на это согласились. Польский народ, епископат и духовенство приняли извинения. Поэтому сегодня эти два народа живут в мире.

    Когда очень болит, простить трудно. Удастся ли нам когда-нибудь исцелить эту боль?

    Возможно. Да, это больно и обидно – все то, что нам делали. Ничего не поделаешь. Оно уже произошло, и обратно не вернешь. Но можно простить. Как простить одному человеку – так же и народам.

    Есть пример, когда наш епископат в 2005 году принял акт примирения с Польшей. С обеих сторон. Народ принял это. Однако мне кажется, что мы еще мало сделали для того, чтобы продолжать этот процесс.

    Сегодня у нас есть агрессор – Россия. Нелегко будет им простить, потому что они не хотят сегодня извиняться. Они себя сегодня чувствуют полностью правыми, а нас называют жуликами, дурачками и так далее. Однако я думаю, что с Божьей помощью придет время, когда здоровый элемент российского народа поднимет голос и скажет: хватит сего!

    К сожалению, сегодня кремлевская группа не настроена на примирение. Они слышат сегодня только один аргумент – силу. Санкции их там ударили порядочно, но еще, видимо, не достаточно. С нашей стороны мы должны быть открыты к миру, к примирению. Надо быть готовыми простить. Мы не смеем лелеять в себе чувство ненависти, нежелание прощать, месть. Из этого ничего хорошего быть не может.

    Бог не искушает. Бог испытывает. Испытывает для того, чтобы дать нам возможность показать нашу любовь.

    Владыка, можно ли провести аналогию между путем независимости Украины и путем выхода народа Израиля из египетского рабства?

    Мы действительно сейчас в процессе перехода – перехода с советской ментальности к ментальности чистой, правдивой и демократической. Израиль так долго путешествовал по пустыне, потому что они не доверяли Богу. Наш народ, слава Богу, молится. Много молитвы. Очень важный элемент – иметь доверие к Богу. Мы должны быть искренне убеждены, что с Божьей помощью решим даже самые трудные проблемы.

    Израиль странствовал 40 лет, потому что не верил божьим обещаниям. За что получил наказание – то поколение должно было умереть. Только когда пришло новое поколение, которое поверило Богу, они пришли в землю обетованную. Для нас очень важно, чтобы мы, не дай Бог, не разуверились в помощи Всевышнего. Надо и дальше искренне молиться, исполнять Божью волю, как положено. Тогда мы все преодолеем и сможем смотреть в действительно лучшее будущее.

    На рождественские праздники мы снова увидим по телевизору политиков, которые крестятся, молятся в храмах перед телекамерами. Вы верите в их искренность?

    Пусть люди спрашивают сами себя: когда тот политик начал ходить в церковь – в прошлом году, или неделю назад? Если он показывается только теперь, то разве это верующий человек? Ничто. Пустота. Искренность человека, особенно того, который должен служить народу, заключается в том, чтобы делать это постоянно, последовательно. Если он внезапно начинает быть очень активным, чего-то достигает и таким образом покупает голоса – это воровство. Таким людям нельзя доверять.

    Рождественские праздники очень любят дети. Какую важнейшую мысль Вы хотели бы донести до ребенка?

    Бог нас любит. Это от младенца до гроба надо повторять. Бог нас любит до такой степени, что пришел к нам. Рождество – это не только украшения: елка, подарки. Содержание Рождества: Бог нас любит, Он с нами!

    Владыка, как в тяжелые времена отличить дары Божьи от соблазнов?

    По последствиям. Как говорят в Священном писании: здоровая яблонька даст здоровые яблоки. Нездоровое будет иметь нездоровые плоды.

    А могут быть искушения от Бога?

    Бог не искушает. Бог испытывает. Как добрый отец испытывает своих детей. Испытывает для того, чтобы дать нам возможность показать нашу любовь.

    Тогда как отличить соблазн от испытания?

    Надо смотреть, что это дает, что с того происходит. Если я начинаю ненавидеть, совершать несправедливость, то наверняка это не от Бога. Если то, что со мной происходит, становится возможностью послужить, помочь, показать любовь к ближнему, то – от Бога.

    Теги: Майдан Кремль война мир Любомир Гузар Украинская грекокатолическая церковь
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив