Культурная дипломатия. Как создать страну-бренд

    26 мая, 2015 18:19
    Культура является самым эффективным средством развития экономики. Почему важна активная и эффективная культурная дипломатия. Как ее осуществляет ЕС, и какие шаги в этом направлении делает Украина

    Украина добилась подписания Ассоциации с Европейским Союзом и стремится интегрироваться с ним. Одной из ключевых стратегий ЕС является культурная дипломатия. На самом деле, культура как сектор экономики способна изменить роль государства в мире. Культура – это не добавленная стоимость к экономике, но ее интегральная сфера, которая наиболее динамично развивается и наилучшим образом может использовать современные средства коммуникации. Понимание того, что культура – это орудие содействия экономическому росту, пожалуй, еще не усвоено украинцами в достаточной степени.

    Каким образом осуществлять культурную политику государства? Способы увеличения эффекта культурной дипломатии – это координация и специальный персонал (например, атташе по культуре в представительствах ЕС), поиск финансирования и партнеров, в том числе частных, сочетание средств культурных организаций и государств-членов, налаживание контактов через различные проекты и обмены, взаимодействие между художниками и менеджерами культуры, журналистами и писателями.

    В связи с этим возникает потребность в специалистах по культурной дипломатии. В Польше в Collegium Civitas – ведущем негосударственном вузе Варшавы открыта специальность «культурная дипломатия» в форме последипломных студий. Задачей является формирование образа Польши как современной европейской страны, родины выдающихся художников и людей, открытых к восприятию других культур. Это, по сути, новая сфера дипломатии под названием creative diplomacy, деятельность которой охватывает культуру в широком смысле, а именно – продвижение через искусство, кино, театр, спорт, моду и даже кулинарную традицию и культуру вина. Так готовятся работники корпуса культурной дипломатии, а также менеджеры национальных брендов.

    Собственно, сочетание получения знаний о стране со знакомством с ее кулинарными традициями активно практикуется достаточно давно, в частности в Италии, Румынии и Грузии. А сегодня это направление познания страны является одним из самых популярных в мире. Итальянцы, пожалуй, лучше других осуществляют продвижение своей страны таким образом, например, привлекая внимание туристов к посещению небольших городков во всех регионах страны путем организации традиционных праздников патронов города и фестивалей, посвященных типичным сельскохозяйственным продуктам. В каждом из них не менее 20, а только в одном регионе Эмилья-Романья насчитывается 37 таких фестивалей. Посетители могут не только попробовать традиционные блюда, но и ознакомиться с местными обычаями и ремеслами, увидеть показы исторических костюмов, фейерверки, спортивные соревнования, конные забеги, а также приобрести различные изделия на ярмарке. На официальных сайтах регионов подробно описываются периоды праздников, программа, особенности продуктов и традиционных блюд, а также размещается практическая информация, как доехать и поселиться. Во Франции также развит региональный туризм – почти каждый городок имеет Дом туризма, где можно получить информацию о местных достопримечательностях и истории.

    Румыния в дни своей культуры за рубежом всегда устраивает дегустацию вин и традиционных блюд. Это имело такой успех, что в Польше уже даже сформировалась определенная мода на туризм в Румынию. Подобным образом осуществляет продвижение своей страны и Грузия. Разнообразные яркие сайты подробно описывают культурное и кулинарное богатство этой страны. В журналах можно найти статьи об изысканной грузинской кухне, традициях виноделия и хорошей музыке. А некоторые грузинские хостелы привлекают клиентов традиционными обедами и вином, которые входят в стоимость проживания. Также можно вспомнить стенд Чешского центра в Художественном арсенале в этом году, на котором не только представляли новинки чешской литературы и искусства, но и угощали блюдами национальной кухни и пивом.

    Значительным и часто недооцененным является вклад в продвижение Украины со стороны рабочих мигрантов, которые объединяются за рубежом в союзы, создают центры культуры и издают периодические издания. Это настоящая, хоть и любительская сеть культурной дипломатии нашей страны.

    Мероприятия, посвященные Украине за рубежом, происходят в основном при поддержке местных властей, а не посольств Украины, представителей которых обычно очень сложно привлечь к организации мероприятий.

    В Мадриде, почти в центре города, открыт большой Испано-украинский центр. Центр занимает двухуровневое, оборудованное техникой и мебелью помещение. Есть залы для спектаклей, курсов и встреч. Это помещение выделил муниципалитет Мадрида, он же финансирует работу центра.

    Принципом деятельности учреждения является налаживание взаимного познания и коммуникации между местным населением и иммигрантами. Здесь можно получить правовую помощь, записаться на курсы испанского, украинского, русского и французского языков, получить помощь в поиске жилья и работы, а также принять участие в различных культурных мероприятиях.

    Часто – а иногда и более эффективно – продвижением Украины занимаются иностранцы, полюбившие нашу культуру и язык. Например, в Кракове при Ягеллонском университете несколько лет назад открыли Школу украинского права. Инициаторами ее создания были немец и поляк, которые даже вынуждены убеждать скептически настроенных украинцев в важности и необходимости изучать несовершенное право их государства. Школа успешно сотрудничает с Национальным университетом им. Франко в Житомире и Киево-Могилянской академии, а также поощряет польских студентов приезжать на конференции и семинары в Украине.

    Цивилизация сегодня – это одно большое пространство коммуникации государств, экономик и обществ, в котором культура является важным средством коммуникации. Поэтому недостаток сильной и динамичной национальной идентификации обрекает страны, которые ею пренебрегают, на цивилизационную пропасть. В современном мире нельзя вести эффективную дипломатию или экономическую политику без международного культурного обмена и культурной дипломатии. Более того, культура является не только самым дешевым, но и самым эффективным средством политически-экономического обмена.

    Однако не все страны ЕС можно назвать серьезными игроками на мировом рынке культуры. В частности, применяются различные способы координации деятельности в сфере культуры. В Германии и Голландии культурная политика – это дело каждого региона или органов самоуправления. В свою очередь, во Франции, Дании и Италии она формируется на общенациональном уровне. Однако ни одна модель не является образцовой и зависит от специфики и потребностей страны. Общим для стран ЕС является то, что государство выступает в роли мецената культуры, поскольку обладает эффективными и долгосрочными инструментами преобразования культуры в систему идентификации и продвижения в мире.

    Определенные шаги в этом направлении Украина все же делает. Например, Министерство культуры разместило на своем сайте информацию о разработке проекта Концепции Украинского института Тараса Шевченко с приглашением присылать предложения и замечания. В проекте, в частности, при формировании сети ячеек за рубежом предусмотрены такие важные моменты, как географические приоритеты. Среди них – страны Центральной и Восточной Европы, где есть значительный интерес к Украине и ее культуре (Польша, страны Балтии, Грузия, Беларусь, Чехия, Румыния), и большие страны, с проживающими в них многочисленными украинскими общинами, которые будут служить естественной социокультурной базой для деятельности таких институтов (США, Канада, Италия, Испания, Португалия).

    Вместе с тем, проект имеет немало существенных недостатков. В нем отсутствует само понятие культурной дипломатии и четкая концепция роли культуры в развитии экономики и конкретных способов продвижения нашей страны. Представляется более целесообразной активизация деятельности уже имеющихся информационных и культурных центров при дипломатических учреждениях за рубежом.

    Украинцы до сих пор остаются малоизвестными в мире, а поэтому Украина должна активнее продвигать собственную культуру. Особенно сейчас, когда для Украины важна победа в широкомасштабной информационной войне, которую ведет Россия.

    Теги: Евросоюз евроинтеграция Министерство культуры
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив