Конституционный тупик. Изменения в Основной закон поставлены на паузу

    2 февраля, 2016 11:09
    На прошлой неделе Верховная Рада отложила ключевое политическое решение для страны – внесение изменений в Конституцию об особом статусе Донбасса, одновременно нарушив массу процедур и законов

    В последнее время украинская Конституция превратилась в чрезвычайно популярное произведение. Ею интересуются во всем мире – от Вашингтона до Москвы, обсуждают на международных переговорах, используют во внутриполитической борьбе.

    На необходимости внесения изменений в украинскую Конституцию в части децентрализации и урегулировании вопроса со статусом Донбасса настаивают и Запад, и Россия, а сепаратисты даже представили собственный проект конституционных изменений с положениями о своей "народной милиции", судах и квоте в украинском парламенте.

    Украина, устами президента Петра Порошенко, выступает за неукоснительное выполнение Минских соглашений, в которых прописано положение об изменении Конституции, и не видит им альтернативы. Вместе с тем, ответов на конституционные вызовы у Киева нет.

    Включение в переговорный процесс по Донбассу вопроса изменений в Конституцию изначально было слабой позицией и просчетом украинской стороны. Теперь же власти в вопросе Основного закона оказались меж двух огней – зарубежные партнеры и противники ждут изменения Основного закона, но внутриполитическая ситуация не позволяет этого сделать.

    Более того, премьер-министр Арсений Яценюк даже пытается шантажировать президента заявлениями о необходимости рассмотрения изменений в Конституцию на референдуме, используя такие тезисы в рамках борьбы за власть внутри страны.

    В итоге, у Порошенко не придумали ничего лучшего в отношении Конституции, как отсрочить решение, не постеснявшись ради этого пойти на абсурдные действия и нарушение закона.

    Когда нет 300 голосов

    В статье 155 Конституции Украины четко прописано, что законопроект о внесении изменений в Конституцию, кроме раздела I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады.

    31 августа 2015 года на последнем пленарном заседании 2 сессии 8 созыва Верховная Рада приняла в первом чтении изменения в Конституцию в части децентрализации, в которых нашлось место и особому порядку самоуправления в отдельных районах Донбасса. Тогда результативное голосование обернулось взрывами под стенами парламента и выходом Радикальной партии из состава коалиции.

    Окончательное решение по вопросу изменений в Конституцию планировалось принять на последней пленарной неделе 3 сессии парламента 8 созыва – 26-29 января. Для результативного голосования необходимо было 300 голосов.

    Однако этих голосов в условиях очередного витка коалиционного кризиса у власти не было и близко.

    Чтобы поменять процедуру внесения изменений в Конституцию, необходимо голосование 300 депутатов с дальнейшим утверждением данного решения на всеукраинском референдуме, назначенном президентом.

    Провалить голосование – означало сорвать выполнение Минских соглашений и показать себя ненадежным партнером. Выходить из ситуации власти решили путем хитрости.

    20 января в Конституционный суд поступило представление 51 народного депутата относительно официального толкования положения ст. 155 Конституции о "следующей очередной сессии Верховной рады".

    Подписали представление депутаты от "Блока Петра Порошенко" и "Народного Фронта", а также внефракционные. Причем среди подписантов были люди, редко появляющиеся в самом парламенте и пропустившие больше половины заседаний Рады.

    Президент подстраховался еще и дополнительно, назначив 26 января двух новых судей Конституционного суда – члена Конституционной комиссии Виктора Колесника и бывшего народного депутата Владимира Мойсика. По данным СМИ, назначение двух новых судей позволило Порошенко контролировать большинство состава КС – 10 судей из 18.

    Логика власти: после 1 идет 4 или 7

    Таким образом власти пытались создать мнимые законные основания, чтобы не принимать на третьей сессии поправки в Конституцию, касающиеся, в том числе, "особого порядка самоуправления" Донбасса.

    Но, не дожидаясь решения КС, депутаты решили внести изменения в регламент Рады о процедуре принятия изменений в Конституцию.

    Не остановило их и то, что в самой Конституции вполне однозначно трактуется процедура внесения изменений в нее. Чтобы поменять процедуру внесения изменений в Конституцию, необходимо голосование 300 депутатов с дальнейшим утверждением данного решения на всеукраинском референдуме, назначенном президентом.

    Однако депутаты не стали заморачиваться – надо так надо. В нарушение самой Конституции, 229 депутатов решили: если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины был предварительно одобрен Верховной Радой и не был рассмотрен на следующей очередной сессии после предварительного одобрения, то такой законопроект рассматривается Верховной Радой на следующей за ней очередной сессии.

    То есть Рада разрешила себе рассматривать на следующей (уже четвертой) сессии проект изменений в Конституцию по децентрализации и особому статусу Донбасса.

    Голосовали за данный законопроект №3819 депутаты от БПП, "Народного фронта", "Оппозиционного блока", "Батьківщини", а также групп "Воля народа" и "Возрождение".

    Согласно Конституции, законопроект о внесении изменений в нее в части децентрализации уже должен потерять свою актуальность и рассматривать его нельзя. Но, как отметил в комментарии UA1 эксперт – конституционалист Игорь Колиушко, фактически депутаты своим решением установили верховенство регламента Рады над Конституцией Украины.

    "Это возвращение во времена Януковича, научились у него. Он тоже так делал – принимал решение сначала, а потом подстраховывался Конституционным судом", – подчеркнул эксперт.

    Народный депутат Виктор Чумак назвал голосование Рады фантастическим бредом. И это еще мягко сказано.

    Отсрочка голосования за изменения в Конституцию будет негативно интерпретирована Москвой и может привести к очередной эскалации на Донбассе.

    Получается, что для народных депутатов не очевидно, что за цифрой 2 идет цифра 3, они думают, что это может быть и 4, и 5.

    Причем после голосования спикер Владимир Гройсман заявлял: "Никакого Конституционного переворота не произошло… ничего, кроме положительного, не случится, обещаю". По его словам, изменения в регламент Рады дали "дополнительное время на дискуссию по Конституции". То, что своим решением депутаты нарушили саму Конституцию, спикер не упомянул.

    Иногда складывается впечатление, что в период особой для них необходимости, украинские политики готовы проголосовать вообще за любое решение, а потом уверенно рассказывать населению, что ничего странного не произошло, и трава на самом деле коричневая, а солнце фиолетовое.

    Новый рекорд

    Президент Петр Порошенко подписал закон об изменении регламента в рекордные сроки, всего через несколько часов.

    Народный депутат Николай Томенко утверждает, что власти на несколько часов специально остановили работу парламентского отдела регистрации законопроектов, "чтобы не повредить мгновенному подписанию этого антиконституционного закона президентом".

    Только после того, как Порошенко поставил свою подпись под законом, в Раде зарегистрировали сразу три постановления о его отмене. Если бы постановления появились раньше, до подписания президентом закона, процедура одобрения была бы приостановлена. Подписывать закон нельзя было бы до рассмотрения постановлений, как в ситуации с проектом о назначении новых выборов в Кривом Роге.

    "Страусиная политика"

    Вместе с тем, решение Рады не устраняет проблему конституционной реформы, а лишь затягивает процесс.

    Также оно ставит под угрозу весь процесс децентрализации, о котором так много говорила власть, и который назвала одним из главных своих приоритетов.

    Кроме того, отсрочка голосования за изменения в Конституцию будет негативно интерпретирована Москвой и может привести к очередной эскалации на Донбассе.

    Председатель правления фонда "Майдан иностранных дел", дипломат Богдан Яременко считает, что действия парламента значительно ухудшают международные позиции Украины, поскольку никаких перспектив для получения более широкой общественной поддержки конституционных изменений внутри страны у украинской власти нет.

    Более 80% украинцев уверены, что высшие органы государственной власти регулярно нарушают Конституцию. Но только 27,7% украинцев считают, что конституционная реформа необходима.

    "Украинское руководство просто откладывает момент принятия решения. И в будущем не исключено, что придется принимать решение в еще более худших обстоятельствах и условиях. Не обязательно ситуация для нас улучшится. Это такая немного страусиная политика – не пробовать решить проблему по ее сути, а отложить момент принятия решения, хотя все понимают, что этот момент рано или поздно настанет", – отметил Яременко в комментарии UA1.

    Эксперт отмечает, что украинские власти "играют с правилами, вместо того, чтобы играть по правилам". По мнению Яременко, это признак недемократических режимов, которые игнорируют требования законов.

    "Это даже в среднесрочной перспективе будет играть против Украины, потому что наши внешнеполитические партнеры скажут: если вы раз смогли нарушить закон и в незаконный способ изменить какие-то свои правовые процедуры, то почему вы не сможете сделать это в следующий раз, когда мы об этом вас попросим", – уверен дипломат.

    Изменения Конституции не на повестке дня

    Украинский парламент за время своего существования видел и, наверняка, еще увидит не одно подобное абсурдное решение депутатов. А Конституцию в Украине так или иначе пытался менять каждый новый президент.

    Проблема в том, что общество, в принципе, все устраивает.

    Согласно декабрьскому опросу КМИС, 50,4% украинцев никогда не читали Конституцию, 32,7% читали отдельные разделы, 12% читали все разделы, а 4,2% читали о Конституции в СМИ.

    Даже среди тех, кто читал Конституцию, явно не все смогут ответить, по какой именно Конституции мы сейчас живем – 1996 или 2004 года.

    При этом более 80% украинцев уверены, что высшие органы государственной власти регулярно нарушают Конституцию. Но только 27,7% украинцев считают, что конституционная реформа нужна и ее необходимо провести в кратчайшие сроки.

    Таким образом, для населения конституционные изменения не являются актуальной, сегодняшней проблемой. Отсюда и такое наплевательское отношение к ним властей. Для украинского общества Конституция – это что-то эфемерное, далекое, и пока так будет, власти могут крутить ею, как хотят.

    Теги: Гройсман Верховная Рада Порошенко Конституционный суд Радикальная партия Арсений Яценюк минские соглашения БПП Народный Фронт изменения в конституцию
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив