Коалиция по расчету

    15 апреля, 2015 14:59
    Судороги коалиции, которые становятся заметными невооруженному глазу рядового избирателя, ставят досрочно не только вопрос о дальнейшей судьбе нынешнего парламентского созыва, но и заставляют задуматься над перспективами отечественного парламентаризма в целом
    Фото: uapress.info

    Уже больше года Украина живет в качестве парламентско-президентской республики. Большинство политических игроков публично засвидетельствовали свою преданность нынешней модели государственного управления. Однако качество работы законодательного органа не соответствует его статусу, о чем свидетельствует интенсивность и результативность работы парламентариев. Они продолжают жить в неспешном режиме мирного времени, в то время вся как страна постепенно привыкает к противостоянию с Россией. Существование парламентской коалиции в заявленном формате конституционного большинства качественно проблему не решает, и создает почву для сомнений в способности нынешнего парламентского созыва принять любые, кроме косметических, изменения в Основной Закон.

    В этом контексте проведение местных выборов, своевременность которых осенью 2015-го подчеркнул Петр Порошенко, выглядит одновременно клапаном для выброса лишнего «пара» из котла политических проблем и стремлением найти хотя бы новые лица на уровне районов, городов и областей. Курс на децентрализацию, громко провозглашенный с высоких трибун, требует качественно новой политики и ее исполнителей, вести дискуссию с избирателями не только в социальных сетях, но и во время встреч и массовых мероприятий.

    Нужное замечание. Социологи, которые говорят о достаточно высокой готовности украинских граждан к протестам, забывают о важном факторе: миллионы жителей украинских городов пуповиной родственных связей связаны с сельской местностью, где живут их родственники. Это обстоятельство помогло украинцам адаптироваться к новым экономическим условиям в начале 90-х. Высока вероятность, что поможет и сейчас, в условиях существенного ухудшения качества жизни. Но политики предпочитают не вспоминать об этом запасе прочности, который позволяет проводить реформы, – политикам проще реформы имитировать.

    Местные выборы-2015 могут стать серьезным испытанием для нынешнего парламентского созыва, поскольку представленные в парламенте политические силы будут иметь ощутимый гандикап перед другими, внепарламентскими партиями. Но и внимание к парламентским представительствам выше. Сейчас на стадии интриги перспектива политического романа наскоро слепленной «БПП», которая намерена вернуться к девичьей фамилии «Солидарность», с партией «УДАР». Виталий Кличко должен понимать, что его рейтинговые позиции могли бы быть и получше, и искать пути усиления. «Народный фронт», похоже, намерен вновь выехать на патриотической риторике, что на местном уровне выглядит не слишком эффективным шагом. Партии власти будут объединены стремлением не допустить реванша «Оппозиционного блока». «Самопомощь» будет традиционно маневрировать между умными и красивыми, прислоняясь поочередно к каждой группе. «Батькивщина» выпустит в местные поля Юлию Тимошенко, а Радикальная партия – Олега Ляшко – свои главные активы и рупоры популизма одновременно.

    Местные выборы, правила проведения которых остаются неизменными с 2010 года, станут рубиконом для восьмого парламентского созыва. Скорее всего, инерция выборов будет направлена после местных рад на законодательный орган. Но об этом – чуть позже. Пока следует принять во внимание, что доверие к Верховной Раде существенно уменьшается, и это не соответствует ее роли в системе государственного управления. Тем более – на фоне вызовов, которые сегодня стоят перед Украиной. Очень своевременно начала свою работу Конституционная комиссия, что позволяет спрогнозировать мягкое перераспределение полномочий в пользу главы государства. По большому счету, законодатели последовательно демонстрируют несостоятельность брать на себя адекватную ответственность за состояние дел в государстве, поэтому эти изменения исключительно продемонстрируют изменение статус кво.

    Очень интересно будет увидеть, кто является конечным бенефициаром вакханалии выяснения отношений между участниками коалиции с трансляцией всего происходящего, на широкую общественность. Технологии политического реванша далеко не так просты, как кажется на первый взгляд, и сегодня заметно, что идет работа над расшатыванием правительства Яценюка и самого премьера. Причина очевидна – Украина получила транш кредита МВФ, поэтому отныне демонстрировать заботу о согражданах можно в более комфортных условиях. В кулуарах говорят, что Юлия Тимошенко и Сергей Левочкин отнюдь не против стать во главе исполнительной власти. Юлия Владимировна – по привычке спасать страну в непростые моменты, Сергей Владимирович – чтобы выйти из тени и превратить политикум в очередную «широкую коалицию».

    Коалиция «Европейская Украина», функционирование которой начиналось с намеками на проявление новых подходов в украинской политике, сегодня существует по одной простой причине: никто из ее участников не хочет получить амплуа раскольника, которое принесет негативный электоральный тренд. Поэтому коалиционные страдания будут продолжаться и в дальнейшем, вызывая смех в экспертной среде и удивление у западных партнеров Украины, которые никак не могут понять, почему у конституционного большинства такой низкий КПД и для чего различные представители коалиции раз за разом блокируют парламентскую трибуну.

    Перед парламентариями, которые любят клясться в преданности украинцам, сегодня стоят два вопроса процедурно-инструментального значения. Первый – принять правила проведения местных выборов, которые позволят адекватно отобразить волю местного сообщества и создать социальные лифты для местных политиков. Второй – принять новый закон о выборах народных депутатов, который позволит не только механически обновить депутатский корпус, но также обеспечить новое и такое долгожданное качество его работы.

    Теги: коалиция предвыборная кампания выборы
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив