Искусство оттенять

    11 апреля, 2015 10:39
    Так сложилось не только в физике, но и в политике: все отбрасывает тень. И нынешнее правительство на Грушевского не стало исключением. В Украине появился шестой по счету теневой Кабинет Министров. Оппозиция презентовала его в День смеха.

    Действительно, каждый раз, когда слышишь про очередное теневое правительство, это кажется шуткой: взрослые умные дяди играются в министров. Все знают, что это понарошку, но подыгрывают. Нынешним оппозиционерам не привыкать к такой роли. Правительство Януковича неоднократно менялось местами с правительством Тимошенко, и каждый раз кто-то уходил в тень, а кто-то – в кабинеты, потом – наоборот.

    В этот раз правила игры немного поменялись. Несмотря на уверенное вхождение в парламент на выборах, оппозиция, состоящая в основном из бывших регионалов, не получила никакого мало-мальски значимого поста или должности в органах власти, чтобы иметь хоть какое-то влияние в политическом процессе. Однако отсутствие влияния изобильно компенсируется заявлениями. Возник вполне закономерный вопрос: если влияния по сути никакого, то для чего вообще весь этот спектакль с теневым Кабмином?

    Альтернативный Кабмин, прежде всего – трибуна, удобный инструмент идеологии или пиара для внушения обществу «нужных мыслей». Если взглянуть на его состав, то там увидим не только бывших регионалов, но и эсдеков. Поскольку уже как-то принято ассоциировать Виктора Медведчука с Кремлем, а регионалов с Донецкой бизнес-группой, то из этого становится понятно, какие именно «нужные мысли» будут раскручивать министры-теневики. В чем-в чем, а в идеологическом вопросе и раскрутке нужной информации там знают толк. Так что вполне можно рассматривать теневой кабмин, как информационный проект.

    Сама оппозиция утверждает, что теневое правительство создается, как инструмент политической борьбы. Для любой борьбы нужны силы. Сила эта – не в красноречии, а критика – это не борьба. Неголосование в Раде можно рассматривать, как элемент борьбы или протеста, но это не мешает коалиции принимать решения. Кажется, что оппозиция остается отстраненной от «праздника жизни». Во всяком случае, пока. В связи с отсутствием реального политического влияния ей приходится ради сохранения своего лица создавать видимость активной политической деятельности. 

    Если просмотреть презентацию Теневого Кабмина и его программу, можно заметить, как красиво, наглядно все оформлено, доступно изложено. Все то, чего хотят люди: мир, конкретные шаги вывода страны из кризиса, максимальные полномочия регионам, наполнение бюджета, новая индустриализация, ренессанс Донбасса, выплаты всех пенсий и зарплат и т.д. Будем подразумевать, что в оппозиции прагматичные здравомыслящие люди, которые понимают, что в это все сегодня мало кто поверит. Регионалы уже были в кабинетах. И если даже в те времена ничего из перечисленного не было сделано, то как они это сделают, не имея никакой власти вообще?

    Очень хочется увидеть восстановление мира в исполнении игрушечного правительства. Что касается шагов выхода из кризиса, то не исключено, что в оппозиции об этом знают больше, чем у Яценюка, но вопрос не в знании, а в намерении. Выгоден ли этой политической группе выход из кризиса? Истинные намерения политиков остаются вне публичных деклараций.

    Играя на противопоставление правительству Яценюка, можно, конечно, набрать пару очков в рейтинге. Не более. Не потому, что оппозиция «плохая» или там одни «демоны». Объективно: как собирается теневой Кабмин выплачивать обещанные пенсии без Пенсионного фонда? Создавать свой? На какие средства? Пенсионный фонд существует на отчисления налогоплательщиков. Надо еще поискать такого украинца, которому понравилась бы идея отчислять налоги одновременно двум правительствам: официальному и теневому.

    Обещание наполнить бюджет. Можно вспомнить, как наполнялся госбюджет, когда регионалы были в силе. Если кто забыл, всегда найдутся те, кто напомнит. Например, уполномоченный Президента по вопросам мирного урегулирования ситуации в Луганской и Донецкой областях Ирина Геращенко по поводу заседания теневого правительства высказалась довольно резко: «Пусть там (на Донбассе) проведут свое заседание. Мы бы видели, сколько это правительство, когда было у власти, наворовало с этой территории, которую они вроде бы представляют».

    Собирается ли наполнять бюджет действующее правительство – это тоже еще вопрос. Так что в этом деликатном деле ни власти, ни оппозиции абсолютного доверия нет. Справедливости ради надо отметить, что были времена, когда люди на Донбассе были обеспечены рабочими местами – на заводах, фабриках, комбинатах, в официальных шахтах, в нелегальных копанках. Малый и средний бизнес загибался, но все, кто хотел тяжелого труда за зарплату, имели такую возможность. И, несмотря на то, что из-за военных действий многие шахты и предприятия останавливаются, люди там помнят и на выборах еще поддерживают своих региональных кормильцев.

    До конца мая в Раде должен появиться законопроект, который урегулирует возможности проведения местных выборов, намеченных на 25 октября этого года. Велика вероятность того, что они будут проходить по системе открытых списков. Как пояснил председатель ВР Владимир Гройсман: "Для того, чтобы избирались не бренды партий, а чтобы избиралась личность от той или иной политической силы". Что весьма на руку оппозиции. Бренд «Партии регионов» сейчас в плачевном состоянии, и много голосов на нем не соберешь. А вот конкретные личности, имеющие бизнес-активы и локальное влияние в конкретных регионах, могут быть успешными в избирательной гонке. Тем более что, например, в Днепропетровской области админресурс главного конкурента значительно ослаб в свете последних кадровых решений. В то же время эти кадровые перемены в равной степени увеличивают и шансы других политических конкурентов. Так что, предвыборная кампания может быть и острой и интересной.

    Что касается пользы для самих регионов, то у жителей есть шанс на более широкий выбор и возможность повысить свои требования к кандидатам. Однако многие эксперты предостерегают от радужных ожиданий более эффективного руководства. Новоизбранная местная власть может оказаться не лучше предыдущей. А местная коррупция просто найдет другие источники и лазейки. Как это всегда бывает, для жителей этих регионов наступит золотая пора накануне выборов, поскольку в случае сильной политической конкуренции власть и оппозиция будут наперегонки мазать им бутерброды красной икрой. Что будет после выборов, покажет время. Если рассматривать теневое правительство в этом контексте, то это вполне подходящая стартовая площадка для предстоящих местных выборов.

    На появление теневых правительств, как на явление, можно также посмотреть с другого интересного ракурса. Известно, что Теневая фигура, согласно юнгианской психологии, вмещает в себя все то, что субъект прямо или косвенно не признает в себе. Всем хочется быть хорошими. Поэтому все негативное о себе отторгается, вытесняется в Тень. Чем больше официальное правительство будет отгонять оппозицию, тем сильнее проявится теневое. Будь то действующий Кабмин или альтернативный, по отношению друг к другу они оба представляют фигуру Тени. Взаимная критика, неприятие и обвинения выявляют то тайное, которое каждая сторона не хотела бы признавать в себе, хотела бы скрыть. Им кажется, что они разоблачают друг друга, но на самом деле они разоблачают себя. И каждый боится разоблачения. Им кажется, что они отдельны, но они – части одной системы – украинского политикума, которому пока, увы, не хватает зрелости. 

    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив