Импорт оружия в Украину: по секрету и очень дорого

    16 января, 2019 11:44
    Контролирующие оборонный комплекс нардепы добиваются разрешения закупать оружие за границей без конкурса и по приятно секретным ценам

    Нашей воюющей стране необходимо вооружение, которое зачастую украинские предприятия не производят. Соответственно, нужно наладить бесперебойные поставки импортного оружия и комплектующих. И в идеале делать это не через государственные посреднические компании, как сейчас, а напрямую – от производителя к заказчику в лице украинских силовых министерств.

    Впервые эту здравую идею начали обсуждать в парламенте несколько лет назад. Но тогда ее реализация натолкнулась на противодействие лоббистов госконцерна «Укроборонпром», через который шел весь импорт вооружения.

    Тем не менее, Минобороны настаивало на введении прямых контрактов между министерством и зарубежными производителями вооружения. Основными аргументами были экономия денег, поскольку госпосредник получал процент от стоимости поставки импорта, и экономия времени путем исключения лишнего звена между производителем и заказчиком.

    Последний раз министр обороны Степан Полторак поднимал этот вопрос весной 2018-го, но снова безуспешно. Пока, наконец, эта идея не вызвала живейший интерес у парламентского куратора оборонного комплекса Сергея Пашинского, главы комитета по нацбезопасности и обороне.

    В кратчайшие сроки в его комитете был составлен законопроект, предусматривающий прямые договора между силовыми ведомствами и зарубежными производителями вооружения – все, как просил Полторак. Но с одним важным условием: покупать оружие нужно секретно и без применения конкурентной процедуры, то есть без тендера.

    Цена? Ее можно определить на глаз, сравнив стоимость интересующей продукции у нескольких продавцов. Дословно в законопроекте указано, что подобные закупки товаров и услуг «осуществляются государственным заказчиком без применения конкурентных процедур на основании обоснованных и документально подтвержденных результатов маркетинговых исследований рынка продукции, работ, услуг оборонного назначения».

    Кто именно будет проводить такие «маркетинговые исследования рынка» и решать, какая цена приемлема, законопроект умалчивает, на что обратили внимание юристы из Главного юридического управления парламента. О коррупционной составляющей этой инициативы заговорили и нардепы.

    «Когда это все засекречено, антиконкурентно, без конкурса, без тендера – это называется «возможность воровать», – высказывает UA1 свою точку зрения по поводу этой инициативы член антикоррупционного комитета Юрий Деревянко. – Закупать напрямую или нет – это не принципиально. Имеет значение, с тендерами покупать или без них. Важно, по каким правилам это будет делаться».

    Большинство депутатов хорошо понимали, куда клонит Пашинский. И хотя формально законопроект от своего имени подал его заместитель по комитету Иван Винник, ни у кого нет иллюзий, чье поручение он выполняет.

    Любой ценой

    Сам Пашинский уже несколько лет не подает законопроекты от своего имени, поручая эту работу людям из своего ближайшего окружения – чаще всего Татьяне Черновол и Ивану Виннику. Слишком уж много финансовых скандалов связано с главой комитета по нацбезопасности и обороне. В Антикоррупционном комитете даже шутили, что по законопроектам Пашинского можно составлять учебник о коррупции.

    «То, что продвигает Пашинский и предлагает Пашинский, – все это во вред обороноспособности страны и в его коррупционных интересах, – говорит UA1 Александр Леменов, сооснователь организации StateWatch, занимающейся контролем расходования средств в обороне. – Это характерно для всех абсолютно законопроектов, которые он подает. Там полный схематоз».

    Понимание этого сыграло свою роль: законопроект трижды пытались протащить в повестку дня парламента, но безуспешно. Тем не менее, Пашинский не отступал, требуя принять закон за основу и в целом, выпрашивая у своего однопартийца по «Народному фронту» спикера Андрея Парубия внести этот проект в повестку дня.

    «Он буквально состоит из нескольких строк. Прошу донести этот тезис до спикера Верховной Рады», – сокрушался Пашинский.

    Наконец, выбрав удобный момент, спикер пошел ему навстречу. В последний полноценный день работы парламента перед новогодними каникулами, 20 декабря 2018 года, ближе к вечеру Парубий внес инициативу в повестку дня и добился положительного голосования в первом чтении.

    Единственной неприятной неожиданностью стало то, что не удалось продавить окончательное принятие закона. И сейчас для Пашинского голосование за законопроект №9122 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления закупки продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту» является первостепенной задачей.

    Под любым предлогом и любой ценой он будет продавливать принятие документа до выборов.

    Козырный аргумент

    Острую необходимость срочно принять законопроект об импорте оружия окружение Пашинского и он сам объясняют невозможностью получать международную военную помощь.

    Одним из последних козырей номинального инициатора законопроекта Ивана Винника стали планы получения Украиной двух американских фрегатов в рамках программы США по передаче избыточного военного имущества. Дескать, без права напрямую передать эти суда непосредственно Министерству обороны Украины, мы не можем их получить.

    При этом депутат промолчал, что уже несколько лет Украина получает военную помощь без принятия такого законопроекта. Вот несколько примеров только за прошлый 2018 год.

    В феврале ВСУ получили от США 2,5 тысячи приборов ночного видения. В августе украинской армии достались две американские станции контрбатарейной борьбы, стоимость помощи составила около 50 млн долларов. А в сентябре американское правительство передало Украине два патрульных катера Island.

    Это не говоря уже о том, что международную военную помощь Украина получает с 2016 года без действия прямых договоров. Тем более тех, что предусматривают секретную внеконкурсную закупку.

    Более того, 26 июня 2018 года президент подписал указ № 185, которым ввел в действие одно из решений СНБО. Среди всего прочего оно позволяет предприятиям оборонного комплекса импортировать продукцию для своих нужд без посредничества государственных специализированных компаний.

    Этот же президентский указ снял ограничения на закупки оружия и военной техники за рубежом по прямым контрактам для министерств силового блока, в частности, и для Министерства обороны.

    То есть к моменту, когда Пашинский настойчиво требовал незамедлительно внести правки в законодательство, этот вопрос уже был урегулирован. Не было в упомянутых документах лишь одного – условия покупать оружие без конкурса по утвержденной неким ответственным лицом цене, на чем так настаивает глава комитета по нацбезопасности и обороне.

    Поэтому истинные причины его спешки и настойчивости находятся в другой плоскости.

    «Могу уверенно сказать, что там, где нет конкурентных торгов, заложена коррупционная схема, предусмотренная чьей-то фамилией, и этот человек хочет заработать, – говорит UA1 Глеб Каневский, руководитель проекта «Марлин», расследующего коррупцию в оборонном комплексе. – Кто-то уже приготовил нужных поставщиков вооружения».

    Почему спешит Пашинский

    В обозримом будущем у военного конфликта на Донбассе нет решения, значит, в долгосрочной перспективе украинская армия постоянно будет нуждаться в оружии, комплектующих, запчастях. Это неиссякаемый денежный поток бюджетных средств.

    Но у высокопоставленных чиновников, контролирующих госзакупки в сфере обороны, сегодня нет гарантии, что контроль сохранится и дальше. К примеру, если сейчас Пашинский косвенно контролирует ряд предприятий «Укроборонпрома», а в одной из структур этого госконцерна работает его сын Антон, то с учетом предстоящих выборов уже к осени этого года ситуация может кардинально измениться.

    В то же время принятие законопроекта Винника-Пашинского обеспечит работу схемы по секретной закупке импортного оружия вне зависимости от того, кто окажется у власти.

    Кроме того, есть еще один стимул срочно продавливать принятие этого законопроекта. С посредником, пусть даже контролируемым, нужно делиться. Нет посредника – нет необходимости «откатов», что увеличивает прибыль организаторов схемы.

    Уже сейчас ряд частных производителей продукции двойного и военного назначения по разным причинам вынесли производство за пределы Украины – в Польшу и Чехию. При этом все они заинтересованы в крупных контрактах для развития своего бизнеса.

    Если закон успеют продавить до выборов, а именно этого и добивается Пашинский, сотрудничество с такими производителями может стать взаимовыгодным – два украинца всегда поймут интерес друг друга и сумеют договориться.

    Быстро учатся договариваться с украинскими чиновниками и иностранные производители, ведь воюющая страна с растущим бюджетом на оборону представляет для них немалый интерес.

    К примеру, когда в 2017 году стал вопрос о контракте на поставки раций для ВСУ на 350 млн долларов, две конкурирующие компании из Израиля и Турции, по неофициальной информации, нашли способ заинтересовать ряд депутатов и членов правительства. И те активно лоббировали интересы потенциальных поставщиков-конкурентов.

    Но если тогда скандал все же попал в публичную плоскость, то с принятием закона Винника-Пашинского финансовая часть подобных закупок будет тщательно засекречена, а цену можно будет завышать в разы, ссылаясь на «особые условия», который предоставил производитель, как это было с завышением цен на покупку топлива для армии.

    «Нужно обязательно оставлять возможность проводить конкурсы, – убежден Каневский. – Есть много европейских производителей для стран НАТО, есть производители из других стран, у всех разные цены. Нужно всегда давать возможность конкурировать. И только если на торги никто не будет приходить, только тогда применять метод прямых контрактов».

    Теги : Порошенко Укроборонпром Полторак Степан Полторак сергей пашинский НАТО Народный Фронт
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось


    Архив