Глобальное торможение: почему буксуют реформы в Украине

    6 октября, 2015 18:07
    Отечественные и зарубежные эксперты встревожены существенно замедлившимся темпом реформ в стране и перспективой их остановки в угоду интересам узкой группы лиц

    "Вместо того, чтобы поддерживать реформы в Украине и работать на искоренение коррупции, коррумпированные чиновники в Генпрокуратуре Украины все портят, открыто и агрессивно подрывая реформы", – такое мнение о ходе украинских реформ высказал посол США в Украине Джеффри Пайетт на Одесском финансовом форуме.

    А с учетом того, что его речь была опубликована на веб-странице американского посольства в Украине, это можно считать не только его личным субъективным мнением.

    По словам американского чиновника, коррупция в среде тех, кто сам должен бороться с коррупцией, подрывает все попытки украинского парламента и правительства провести нужные политические и экономические реформы.

    Страна занимает 96-е место в мире по легкости ведения бизнеса, 142-е место по индексу восприятия коррупции и входит в топ-50 стран, где хуже всего дело обстоит с верховенством закона

    Но кроме коррупции, эксперты называют еще ряд причин, из-за которых в последнее время темп реформ стремится к нулю. Лоббирование интересов отдельных бизнес-групп в парламенте, неэффективная система принятия решений, вялая работа нардепов – вот лишь часть из них.

    В результате на сегодняшний день, по данным аналитической платформы VoxUkraine, наша страна занимает 96-е место в мире по легкости ведения бизнеса, 142-е место по индексу восприятия коррупции и входит в топ-50 стран, где хуже всего дело обстоит с верховенством закона.

    Не внушают оптимизма и данные Индекса мониторинга реформ (іМоРе) –  это показатель темпа, важности и основных направлений реформ в стране. По словам эксперта общественной платформы "Реанимационный пакет реформ" (РПР) Павла Кухты, показатели скорости проведения реформ упали с пикового значения 2,6 балла в марте до 0,6 в сентябре из 5 возможных баллов.

    Хуже всего дело обстоит с изменениями, связанными с энергетической независимостью – 0,9 и сферой госфинансов – 1,1.

    Также в РПР приводят и другие данные: эффективность проведения реформ в банковском секторе и энергетической сфере оценили в 3 балла из 10 возможных, а пенсионная реформа получила двойку.

    Также, по наблюдениям экспертов из VoxUkraine, медленнее всего идут реформы в сфере децентрализации, конкурентной политики и госуправления.

    Особенности отечественной бюрократии

    Казалось бы, объективных причин для торможения реформ не так много. Состав парламента обновлен на 64%, администрация министерств – на 80%, и все говорят о своей готовности менять страну. Но цифры свидетельствуют об обратном.

    Эксперт Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский видит в этом три основные причины: пассивность парламента, а также несознательное и целиком сознательное торможение реформ.

    "Депутаты мало работают. К примеру, не было кворума в парламентском комитете, который должен был обсуждать закон о госслужбе, люди просто не пришли на работу, – аргументирует он. – Или история с законом о госзакупках. Его несколько раз не могли принять, только потому, что в зале не было депутатов".

    Несознательному затягиванию реформ способствует неэффективная система принятия решений, в особенности в правительстве.

    Нет мощной силы в правительстве, которая бы сказала, что мы теперь настроены на открытое управление

    "У нас есть механизм принятия постановлений, законопроектов по принципу молчаливого согласия: если заинтересованные министерства и ведомства на протяжении двух недель не подали никаких предложений или замечаний, то документ считается согласованным, – объясняет Вышлинский. – Но опыт показывает, что секретариат Кабмина такую процедуру не пропускает".

    В результате, чиновникам необходимо носиться с бумагами, согласовывать соответствующие решения. А если вдруг министра или его заместителя поменяли, все идет по новому кругу – снова согласования.

    По словам эксперта, альтернатива была предложена еще 15 лет назад в виде трансформации в простую схему: создать правительственные комитеты, на которых министры обсуждают решения и проекты, касающиеся сферы деятельности их ведомств. А потом решение выносится на заседание Кабмина, где и проходит окончательное обсуждение.

    Тем не менее, система продолжает оставаться громоздкой и крайне медлительной.

    С мнением коллеги согласен и исполнительный директор украинского представительства международной организации Transparency International (TI) Алексей Хмара. По его словам, ситуация ухудшилась со второй половины прошлого года, когда поменяли правительство.

    "Если во времена Януковича у нас была большая проблема сотрудничества с министерствами, но более-менее хорошее взаимодействие с Секретариатом Кабинета министров, то сейчас абсолютно противоположная история. Сейчас почти не о чем говорить с Секретариатом Кабмина, – утверждает Хмара, подчеркивая закрытость этой структуры. – Нет мощной силы в правительстве, которая бы сказала, что мы теперь настроены на открытое управление".

    Чем медленнее, тем лучше

    Но самая серьезная и опасная причина замедления темпа реформ в Украине – это сознательное их блокирование. И поскольку, по мнению Вышлинского, в нынешней ситуации идти по пути отмены реформ невозможно, политическая энергия заинтересованных людей сфокусирована на том, чтобы принятые решения и изменения вводились как можно медленнее.

    "Каждый день промедления обозначает сохранение коррупционной ренты для тех людей, которые долго этим пользовались", – объясняет эксперт.

    И речь не только об откровенно преступных схемах. К примеру, легальные преференции определенным отраслям экономики, заложенные в законах и постановлениях, точно так же как и коррупция, приносят отдельным людям миллионы. Естественно, что эти люди не заинтересованы в быстрых изменениях и потере прибыли.

    По наблюдениям одного из лучших экономистов Украины Тимофея Милованова, в парламенте действительно часто возникают законопроекты в интересах отдельных групп. Причем речь идет об огромных деньгах.

    По данным VoxUkraine, состояние богатейших людей Украины в процентном соотношении к ВВП страны составляет 19,2%. Для сравнения: в России этот показатель равен 8,1%, в Казахстане – 6,2%, в Турции и Польше – 3%, в США – 2,5%.

    Поэтому, если намеченные в Украине реформы задевают чьи-то финансовые интересы, реакция будет молниеносной: тут и лоббистские законопроекты, и позиция депутатов, которые просто не являются на голосования.

    Каждый день промедления обозначает сохранение коррупционной ренты для тех людей, которые долго этим пользовались

    По мнению Милованова, это вопрос стратегии. "Это не так, как на заводе – пришел на работу или нет. И не приходят они не потому, что просто не захотели, – говорит эксперт. – Есть люди, которые не ходят в парламент, но на критически важные голосования они или обязательно ходят, или обязательно не ходят. Когда нужно что-то принять, то вся фракция идет, это постоянная политическая составляющая".

    Кроме того, дополнительно "жмут на тормоз" старые чиновничьи кадры на нижнем уровне исполнительной власти, а также в Генпрокуратуре, таможне, судах и фискальной службе.

    По мнению экспертов, единственный выход изменить ситуацию в том, чтобы государственная машина была более прозрачна и подотчетна.

    По данным TI-Украина, дело с прозрачностью обстоит неплохо: сегодня появилось больше доступа к информации о деятельности правительства и министерств и больше возможности получить ответы на интересующие вопросы.

    А вот с подотчетностью пока хуже. По мнению Хмары, формально ее стало больше, но все чаще это напоминает игру на публику с постановочными отчетами.

    "Я не помню отчетов министров не на публику с красивой презентацией или дорогими буклетами, а отчетов, когда я в любой день смогу зайти и спросить о работе, и мне предоставят краткое объяснение. Такой подотчетности нет", – констатирует Хмара.

    А Вышлинский считает, что важную роль в процессе "подталкивания" реформ, не смотря на всеобщий скепсис, может сыграть активная позиция общества. Иначе страна пойдет по пути пересмотра уже принятых реформ для того, чтобы снова войти в нужное отдельным людям русло.

    "Общественность должна давить, чтобы тенденция к торможению реформирования не продолжилась и не перешла в стадию, когда реформы будут пересматривать в пользу личных интересов, которые не отвечают общественным", – уверен эксперт.

    Теги: реформы джеффри пайетт
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив