Есть план. В парламенте решили, что делать с Донбассом

    25 февраля, 2016 16:36
    Президентская политсила в парламенте придумала, что делать с Донбассом, чтобы не разругаться с западными партнерами, но и не идти у них на поводу

    «У меня есть ответ на то, как сделать так, чтобы «аппендикс» 18 статьи нынешних конституционных изменений не угрожал в будущем унитарности страны, – заговорщицки сообщает глава парламентской фракции БПП Юрий Луценко, имея в виду законодательную легализацию особого статуса Донбасса. – Мы вводим Конституцию, которая вступит в действие через два года, а Закон «Об особом порядке самоуправления на Донбассе» именно через эти два года теряет свою силу. На самом деле никакой особый порядок ни дня не будет действовать!».

    По мнению Луценко, именно таким образом можно выполнить требования Минских соглашений, на которых настаивают западные партнеры, и не ставить под удар унитарность государства.

    Подобная тактика украинских парламентариев вызвана усиливающимся день ото дня давлением со стороны ЕС относительно решения проблемы Донбасса. Прессинг усиливается пропорционально убыткам, которые терпит Европа от санкций против России. И это подтвердил последний визит глав МИД Германии и Франции.

    Именно эти страны постоянно напоминают Украине, что войну на востоке нужно прекращать и как можно скорее. Основной посыл коротко можно охарактеризовать так: дайте Донбассу выборы, особый статус, и все будут жить в мире.

    Мы лукавим, потому что с самого начала не верим в правильность конституционных изменений, не знаем, чем все обернется.

    Именно эти два пункта прописаны в Минских соглашениях, а в официальном заявлении министров иностранных дел Германии и Франции Штайнмайера и Эро сказано: «Минские договоренности являются единственным путем для того, чтобы Украина восстановила суверенитет над всей своей территорией и наконец смогла жить в мире».

    Позицию коллег о выборах на Донбассе поскорее и любой ценой не поддерживают Канада и Литва. Представители этих стран четко заявили: пока не будет полностью прекращен огонь и выведены российские войска, о выборах говорить не имеет смысла.

    В этом они поддерживают официальную позицию Украины: сначала прекращение огня, вывод войск РФ, возврат контроля над границей и разоружение боевиков, а потом выборы и особый статус.

    Правда, несмотря на единую официальную позицию, мнения основных украинских политсил по этому поводу кардинально различаются. У каждой из них свое видение, что делать с Донбассом.

    Скорейшие выборы и предоставление особого статуса региону лоббируют БПП и «Оппоблок». Первые – в рамках мирного плана президента, который предусматривает выполнение Минских соглашений, где эти пункты прописаны. Вторые – занимая пророссийскую позицию, заинтересованы в возвращении своего исконного электората.

    Конфликт рожден в России, и что бы мы ни делали, на востоке он не решится.

    Категорически против выборов и предоставления особого статуса выступают «Самопомощь» и «Радикальная партия», хотя и у них мотивы разные. «Самопомощь» опасается, что инициированный Москвой особый статус станет своего рода Троянским конем и в перспективе подорвет унитарность государства. «Радикальная партия» привычно пугает бандитами с востока, которые получат право заседать в парламенте.

    Промежуточную позицию занял «Народный фронт». Вроде бы и нужно что-то решать, но пусть народ на референдуме решает, что делать с Донбассом, а мы поддержим. Другими словами, что бы ни произошло в будущем, «фронтовики» снимают с себя ответственность за конкретные решения – так пожелал народ на референдуме, и кто мы такие, чтобы идти против народной воли.

    Тем не менее, все понимают, что рано или поздно проблему придется решать – если не по собственной воле, то под давлением ЕС. И у президентской фракции БПП появилась своя тактика, которую они намерены продвигать в парламенте: в целом соглашаться с рекомендациями запада, но выполнив их формально, оставить пространство для маневров.

    Место для шага назад

    Дав свой рецепт по поводу того, как обойти особый статус Донбасса, Луценко предлагает похожий план действий и по поводу выборов в этом регионе, на которых настаивает Европа.

    Он считает, что начавшиеся подвижки в диалоге с ЕС по поводу возможного ввода миротворцев на восток Украины помогут решить эту проблему.

    «Международный контингент вместе с украинскими пограничниками – это вполне возможно,– уверен Луценко. – И это вообще может снять вопрос выборов. Если будет контроль границы международными силами и полицейским контингентом на этой части оккупированных территорий, тогда выборы не нужны. Формируются военно-гражданские администрации на определенный особый период – два года. Для меня это план».

    Но именно эти планы, как формально выполнить требования, но в реальности красиво от них уйти, настораживают оппонентов.

    «Мы лукавим, потому что с самого начала не верим в правильность конституционных изменений, мы не знаем, чем все обернется, – уверена вице-спикер парламента из «Самопомощи» Оксана Сыроид. – Все идет к тому, что мы кого-то одурачим, что-то запишем, а потом по-своему будем трактовать. Не для того Конституция пишется, чтобы думать, как это потом выкручивать».

    Результаты народного волеизъявления на референдуме могут кардинально противоречить мирному плану президента и тому, что от нас требует Европа.

    По мнению Сыроид, выполнение Минских соглашений относительно выборов на Донбассе и особого статуса региона может заложить мину замедленного действия под государственность Украины. Примерно такую, как в свое время Компартия заложила, пролоббировав автономный статус Крыма.

    «Это угроза государственности и очевидно, что именно поэтому Россия требовала включить этот пункт, – считает вице-спикер. – В любом случае, конфликт рожден в России, и что бы мы ни делали, на востоке он не решится. Мы можем менять законы, предоставлять статусы, но это никак не повлияет на то, что будет происходить там дальше».

    Но Луценко уверен, что эти опасения легко развеять: «Можно принять изменения в парламентский регламент о том, что любой закон о спецстатусе должен приниматься только конституционным большинством парламента – 300 голосами. Это значительно снизит риски».

    Тем не менее, теоретически они все равно остаются, поэтому нужно дать слово народу на референдуме. Так считает зам главы парламентского комитета по евроинтеграции Остап Семерак из «Народного фронта».

    «Для меня референдум – это элемент уличной дискуссии о том, как должна выглядеть система, которую строит страна, – говорит он. – Эта идея была агрессивно принята внутри коалиции, но ее нужно обсуждать».

    Впрочем, в этом вопросе Семерак, так же как и Луценко, предусматривает пространство для маневра. UA1 поинтересовался у нардепа, понимает ли он, что результаты волеизъявления могут кардинально противоречить мирному плану президента и тому, что от нас требует Европа.

    «Как задашь вопрос на референдуме, такой ответ и получишь, это тоже нужно понимать,– отвечает народный избранник. – Поэтому перед тем как проводить референдум, нужно качественно организовать и обсудить этот процесс».

    Склонение к компромиссу

    Несмотря на все опасения и скользкие моменты, в БПП уверены, что у мирного плана урегулирования конфликта на Донбассе альтернативы нет.

    Много надежд в окружении президента возлагают на продвижение идеи ввода международного миротворческого контингента.

    «Альтернатива ему только стена, или военная операция, – говорит Луценко. – Однако первая альтернатива будет прецедентом отказа от части собственной территории, даже если назвать ее «временно оккупированной». Вторая приведет к колоссальным жертвам, которые трудно представить».

    Поэтому сейчас много надежд в окружении президента возлагают на продвижение идеи ввода международного миротворческого контингента на восток за исключением стран-членов НАТО и стран-соседей. Отдельно предлагается ввести полицейскую международную миссию, как в свое время в Косово.

    По словам Луценко, определенные подвижки по этому поводу в переговорах с Европой уже есть. Эту информацию подтверждает и Семерак: «Согласие на принятие сценария ввода международных сил – первые признаки, что наши партнеры начинают прислушиваться к этой мысли и понимать, что другого выхода нет».

    UA1 поинтересовался у Юрия Луценко, какой в этом смысл, если Россия неоднократно выступала против упомянутой идеи и способна ее заблокировать на международном уровне.

    «Еще год назад представить, что Россия признает свои войска на Донбассе,было невозможно. Смене российской позиции благоприятствуют цена на нефть и сохранение санкций – это наш второй фронт. И я надеюсь, что и международный контингент станет для них приемлемым», – считает Луценко.

    По его словам, все понимают, что для Кремля отдать границу под контроль украинским военным – это поражение. И боевое, и информационное. Поэтому стараются найти середину, и международный контингент с украинскими пограничниками может стать приемлемым компромиссом.

    «Они уже говорят о каких-то уроженцах Донбасса, которые должны с желто-голубыми нашивками стоять на границе», – констатирует Луценко.

    По мнению политика, это не выход и неприемлемо для Украины. Но это показывает, что РФ готова менять свою позицию относительно контроля над границей.

    Следующий этап переговоров по проблеме Донбасса пройдет в Париже 3 марта. К встрече готовятся главы МИД «нормандской четверки» – Германии, Франции, Украины и России.

    Предположительно именно на этой встрече Европа будет требовать от Украины незамедлительного формирования избирательного законодательства для Донбасса. А Украина, в свою очередь, планирует продавливать вариант с вводом миротворческого контингента.

    «С моей точки зрения, только таким образом можно эффективно проконтролировать вывод российских войск и техники, сложение оружия. Более того, только в таких условиях украинская власть в Донецке и Луганске сможет стать властью», – уверен Луценко.

    Теги: Россия Порошенко минские соглашения Оксана Сыроид БПП Юрий Луценко Нормандская четверка ЕС особый статус Донбасса Остап Семерак
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив