Еще немного о курсе. Зачем перед выборами меняют Конституцию

    13 сентября, 2018 10:46
    Неофициальный старт предвыборной кампании кардинально повлиял на взгляды представителей власти: они спешно принялись решать проблемы, до которых четыре года им не было дела

    Выход из структур СНГ, разрыв договора о дружбе с РФ, закрепление в Конституции курса Украины на ЕС и НАТО – чем ближе к выборам, тем активнее Администрация президента продвигает вопросы, до которых четыре года не было дела ни главе государства, ни его ближайшему окружению.

    Тезисы эти внезапно стали актуальны лишь с началом активной фазы подготовки к президентским и парламентским выборам: президент распорядился поставить точку в сотрудничестве со структурами СНГ, остановить действие договора о дружбе с Россией. И главное – зарегистрировал в парламенте законопроект о закреплении в Конституции курса Украины на интеграцию с Евросоюзом и НАТО.

    Вместе с тем, эксперты-юристы утверждают, что изменения основного закона ради закрепления европейского курса развития страны больше похожи на пиар-акцию, чем на необходимую с юридической точки зрения процедуру.

    Нардеп с юридическим образованием Алена Шкрум («Батькивщина») в разговоре с UA1 отмечает, что изначально Конституцию принимали с огромными компромиссами для коммунистов и социалистов, внесли много взаимоисключающих положений. Поэтому ее можно и нужно изменять, но не таким образом.

    «С юридической точки зрения вообще нет необходимости делать такие вещи, потому что все может измениться, а Конституция пишется на сотни лет, – высказывает свое мнение Шкрум. – Мне не хотелось бы вписывать туда стратегический курс на НАТО и ЕС, потому что неизвестно, будет ли это через 100 лет. Также мне хотелось бы, чтобы мы сотрудничали со многими странами – почему мы говорим только о ЕС? Но на нынешнем этапе я понимаю, зачем президент это делает».

    Ее намек конкретизирует политтехнолог Александр Кочетков: «Это чистая «предвыборка»! Причем, весьма примитивная, когда благие намерения выдаются за реальные дела».

    Запишем всё

    Сегодняшняя позиция большинства народных депутатов, даже из демократической оппозиции, едина – поддержать инициативы президента, несмотря на скептическое отношение к необходимости записывать курс на ЕС и НАТО в Конституцию.

    Глава президентской партии Артур Герасимов уже похвастал, что после всех консультаций есть более 300 голосов «за» – это необходимое количество для внесения правок в основной закон.

    Правда, сами депутаты из провластного большинства не совсем понимают, для чего это делать, и путаются в теориях и объяснениях.

    «Это делается, чтобы защитить государство от разворота страны от европейского вектора движения по результатам выборов 2019 года», – заявил Сергей Березенко.

    Но его аргумент сразу же раскритиковали: будущие президенты могут снова изменить Конституцию точно так же, как это делают сейчас.

    «В случае реванша даже такой предохранитель в Конституции не помешает менять курс», – уверяет глава парламентского комитета по иностранным делам Анна Гопко.

    Мнение коллеги разделяет и Алена Шкрум: «Необязательно это записывать в Конституции, потому что если придет другой президент, при желании он может снова изменить Конституцию, как это делал Янукович».

    Недоумевают по поводу инициатив своих соратников и депутаты «Народного фронта», хотя и высказывают полную поддержку «политики партии».

    «Сам факт закрепления внешнеполитического курса в Конституции не совсем верен, – признает в комментарии UA1 нардеп от НФ Александр Кирш. – Блоки могут менять свою политику. Мы видим, как на глазах разваливается Европа, Британия выходит из ЕС, Турция хоть и член НАТО, но демонстрирует отдельную позицию. Усиливаются разногласия между Европой и США, хотя они являются членами НАТО. Конституция – вещь более долгосрочная, чем внешняя политика».

    Впрочем, спохватившись, депутат поспешно добавляет: «Но раз в разгар войны так стоит вопрос, то допустимы такие вещи, которые в мирное время нежелательны».

    О том, что законодательные потуги власти по изменению Конституции и новый виток игры на теме евроинтеграции больше похожи на элементы предвыборной кампании, говорит и нардеп-юрист Юрий Деревянко.

    «Это вопрос больше пиарный и предвыборный, – говорит он UA1. – Президент убеждает, что это будет определенным предохранителем, чтобы какие-то следующие президенты не провели другую точку зрения. Я не против этих правок, но ничего нового они не добавляют».

    Алена Шкрум считает, что в этом вопросе все предельно ясно: «Это предвыборная кампания. Президент пытается себя объявить единственным государственником, а всех остальных – врагами страны».

    Ее мнение подтверждает спитч самого Порошенко во время одной из встреч с трудовыми коллективами. Рекламируя изменения в Конституцию, он дословно сказал: «А то все другие в Россию нас превратят, к капитуляции будут агитировать».

    О том, что это всего лишь предвыборные игры, по словам Шкрум, говорит один показательный момент.

    «Я присутствовала на подписании Коалиционного соглашения в 2014 году, и мы предлагали внести в соглашение курс на интеграцию в НАТО и ЕС, – вспоминает нардеп. – Тогда представители президента говорили, что нельзя этого делать, так как это может спровоцировать Путина. Они были категорически против, и не хотели подписывать документ. В итоге соглашение подписали без них, и им уже пришлось это сделать, потому что стояли подписи трех партий. Но это для них была проблема, я очень хорошо помню. А теперь на этом играют».

    Из врагов в патриоты

    Похожая ситуация складывается и с другими моментами внешней политики. Используя все ту же победную риторику, провластные депутаты вдруг заговорили о том, что страна рвет с постсоветским СНГ и договором о дружбе с Россией. Хотя реальность выглядит немного иначе.

    Никакого «выхода из СНГ» не будет хотя бы потому, что Украина не является членом этой структуры. Соответственно, речь идет о том, чтобы по поручению президента МИД подготовил предложения об официальном прекращении участия страны в уставных органах СНГ и закрытии украинского представительства при этом союзе.

    Примерно то же и с «расторжением» договора о дружбе и сотрудничестве с РФ. Во-первых, не расторжение, а непродление его действия на следующие 10 лет. Во-вторых, не всего договора, а лишь некоторых его положений, что подтвердил сам президент:

    «Я внесу в парламент законопроект о немедленном одностороннем прекращении действия отдельных положений договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией в части, в которой действие этого договора несовместимо с национальными интересами государства и реализацией нашего права на самооборону».

    Подробности пояснил заместитель главы фракции БПП Сергей Березенко. По его словам, сейчас готовится лишь сообщение о намерении не продлевать договор с РФ, это необходимо сделать за полгода до момента автоматической пролонгации документа весной 2019-го, иначе договор будет продлен еще на десять лет.

    Пикантности ситуации добавляет то, что раньше провластное большинство и первые лица БПП убеждали в прямо противоположном – договор ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя расторгать. А инициировать такие действия могут только враги Украины.

    Не далее, как в начале года вице-спикер Ирина Геращенко (БПП) заявляла: «Мы должны от России требовать его выполнять, а не разрывать, потому что в этом законе зафиксировано уважение к территориальной целостности и суверенитету Украины».

    Тогда Геращенко уверяла, что требующая расторжения договора с Россией оппозиция действует синхронно с представителями российской Госдумы, и призывала быть в оппозиции лишь к власти, а не к Украине.

    Позднее вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе (БПП) подтвердила, что договор с РФ расторгать нельзя: «Это одно из тех принципиальных соглашений, на которые мы ссылаемся в своих исках относительно агрессии РФ против Украины в международные суды из-за того, что договором Россия признает нашу территориальную целостность и нерушимость границ. И именно для этого нам абсолютно было необходимо продолжать ссылаться на это соглашение».

    Но теперь, когда президенту нужны сильные козыри в предвыборной кампании, ситуация кардинально поменялась: расторгнуть договор с РФ предлагают уже не враги, а патриоты.

    «Конечно, нужно исходить из государственных интересов Украины, и если это нас усиливает, то это нужно делать, – соглашается Деревянко. – Большой вопрос, почему это делается только сегодня. И нужно, чтобы они разобрались между собой – раньше говорили, что если мы выйдем из договора, будут негативные последствия».

    Алена Шкрум дает более меткое определение политики президентской политсилы в канун выборов.

    «Это политическая шизофрения. Когда год назад член нашей фракции Борис Тарасюк подавал уже второй свой законопроект об отмене трех статей договора о дружбе с РФ, нам говорили, что мы играем на Путина, что это политические манипуляции и Украина не может себе такого позволить. А теперь президент вносит то же самое».

    Впрочем, даже остро критикующие президента депутаты соглашаются, что выход из части положений договоров с СНГ и Россией, а также курс на евроинтеграцию – в целом моменты позитивные. Жалеют только, что для их активного продвижения пришлось ждать старта предвыборной кампании Порошенко, в которой он пытается закрепить за собой темы европейского вектора развития и вступления в НАТО.

    «Даже при такой политической шизофрении это не худшее, что может происходить в стране, – уверяет Шкрум. – Лучше пусть занимаются такими манипуляциями, чем Роттердамом плюс и заработками на войне».

    Теги : Россия Конституция Порошенко Администрация Президента БПП НАТО ЕС АП Народный Фронт Ирина Геращенко александр кирш Березенко Гопко Алена Шкрум юрий деревянко Борис Тарасюк Артур Герасимов Иванна Климпуш-Цинцадзе
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ


      Архив