Часть целого. Роль Украины в глобальных технологических цепочках

    12 октября, 2015 14:59
    У нашего государства есть все возможности интегрироваться в технологические цепочки крупных международных компаний, необходимо только побороть коррупцию

    В конце сентября японская корпорация Фуджикура объявила о намерениях открыть новую фабрику по производству компонентов для автомобилей в Яворовском районе Львовской области. Как сообщили в Министерстве экономического развития и торговли, только первый этап инвестиций компании предусматривает капиталовложения в объеме 6 млн евро и создание около 300 новых рабочих мест.

    Производство начнется на территории площадью 11,6 тысяч квадратных метров, а в течение следующих трех лет предприятие должно расшириться и трудоустроить более 3 тысяч человек. Ожидается, что до конца 2016 года товарооборот предприятия достигнет 40 млн евро, а в 2017 составит 70 млн евро.

    «Если же бизнес будет хорошо развиваться, мы расширим наши производственные мощности», – заявил Ичиро Камада, исполнительный директор Фуджикура Аутомоутив Европа. 

    Звенья цепи

    Отметим, что Фуджикура – не единственная международная корпорация, которая открывает свое предприятие по производству комплектующих в Украине. Уже много лет на территории нашей страны работают заводы, обслуживающие крупнейшие автомобильные концерны.

    Автомобили производить в Украине невыгодно, поскольку при экспорте в страны ЕС они будут неконкурентоспособными по цене.

    Например, по данным Car Diagram, государственное производственное объединение «Карпаты» в Ивано-Франковске производит проводку для автомобилей Porsche, Mercedes, Volkswagen, Skoda. «Тайко Электроникс Юкрейн Лимитед» (дочернее предприятие международного производителя электроники TE Connectivity) – проводку и коннекторы для BMW, Opel, Mercedes, Skoda и Fiat. Во Львовской области на предприятии «БадерУкраина» шьют кожаные чехлы для премиальных автомобилей группы Volkswagen (например, Audi). Различную электронику и кабели производят в Киевской («Костал-Украина») и Закарпатской («ВЕТ Автомотив Украине», «Точприлад») областях, а также в Тернополе, Черновцах («Сумитомо Электрик Борднетце Украина», SEWS Украина) и Луцке («Кромберг энд Шуберт Украина»).

    А вот единственное предприятие, которое поставляет именно запчасти для мирового автопрома – «Бош Украина», расположено во Львовской области. Правда, здесь занимаются не производством новых, а восстановлением старых стартеров. Тем не менее, это не делает продукцию завода менее значимой.

    «Производство запчастей в Украине выгодно как производителям, так и украинцам, ведь в этой сфере высокий уровень ручного труда, а значит и количество рабочих мест можно создать достаточное. Кроме того, там сравнительно высокие зарплаты, но ниже, чем в Европе. Капиталисты же не дураки. Они не хотят платить немецкому рабочему 3 тысячи евро, если украинцу можно заплатить 300 долларов», – рассуждает Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортёров и дилеров (ВААИД).

    Кроме того, комплектующие, экспортируемые из Украины, не обкладываются пошлинами, в отличие от автомобилей.

    «Поэтому автомобили производить в Украине и невыгодно, так как при экспорте в страны ЕС они будут неконкурентоспособными по цене», – объясняет Назаренко.

    Сегодня 80-85% товаров швейной продукции и 30% обуви производится в Украине по давальческой схеме.

    Подобная ситуация, по словам экспертов, складывается и в швейной промышленности: европейские компании уже давно отшивают в Украине свои коллекции.

    К примеру, костюмы для известной компании Hugo Boss, на которую работают десятки тысяч человек по всей планете, шьют Бердичевская швейная фабрика и винницкая Володарка, а ранее для бренда трудились киевские фабрики «Дана» и «Юность». Кроме того, умения украинских портных уже оценили британские компании New Look, Marks&Spencer, Next, Laura Ashley и Top Shop, испанская Zara, нидерландская Mexx, немецкая Triumph, американская BCBG, основанная в США и ставшая международной Esprit, а также множество других мировых брендов, которые размещают заказы в Украине по схеме давальческого сырья. В частности, из-за границы приходят ткани, нитки, бирки и даже ценники с упаковками, а украинские фабрики выполняют заказ и отправляют уже готовую одежду в Европу и США.

    «Сегодня 80-85% товаров швейной продукции и 30% обуви производится в Украине по давальческой схеме. Это значит, что фабрики отшивают продукцию из тканей и по лекалам международных компаний. Нет ни одного крупного иностранного бренда, который бы не отшивал свои коллекции в Украине», – говорит Татьяна Изовит, исполнительный директор Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности Укрлегпром. 

    Очевидные возможности

    Быть частью технологических цепочек крупных международных компаний для предприятий Восточной Европы – Чехии, Польши, Венгрии, Словакии – давно является нормой. Кто-то комплектующие производит, кто-то – программное обеспечение, у кого-то на территории строятся логистические центры и т.д. Поэтому многие украинские экономисты считают, что для Украины работа по давальческой схеме – также оптимальный путь оживления экономики, особенно учитывая Соглашение об ассоциации нашей страны и ЕС.

    Украинские предприятия вполне могут стать частью технологических цепочек, учитывая открывшиеся возможности для бизнеса после девальвации национальной валюты.

    «Открытие высокотехнологических предприятий в Украине могло бы оказать положительный эффект в развитии экономики и помочь нашей стране стать более независимой от влияния внешних факторов, – говорит Александр Ткачев, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента компании Pro-Consulting. – Развитие производства даст новые рабочие места, повысит квалификацию и престижность «рабочих» специальностей, обеспечит поступления в бюджет. При этом производство товаров с высокой добавленной стоимостью может привести к привлечению инвестиций, а это, как показывает опыт стран Восточной Европы, влияет на рост социальной защиты населения».

    Впрочем, открытие предприятий в Украине сейчас выгодно не только нашей стране – выиграть от этого могут и сами корпорации.

     «Украинские предприятия вполне могут стать частью технологических цепочек, учитывая открывшиеся возможности для бизнеса после девальвации национальной валюты. К примеру, себестоимость производства в Украине будет ниже, чем в других странах Восточной Европы, в частности из-за более низкой стоимости рабочей силы», – отмечает Ткачев.

    По мнению экспертов, наиболее перспективными для иностранных инвесторов отраслями могут выступить энергетика, машиностроение и ИТ.

    ІТ может стать в авангарде украинского бизнеса в вопросах интегрирования в технологические цепочки крупных международных компаний.

    «Первые две отрасли в целом отстают от ведущих мировых стандартов, однако обладают высоким потенциалом развития. Для их активного роста в Украине банально не хватает финансирования, а также внедрения высокоэффективных бизнес-процессов по «западному образцу», – говорит Ткачев.

    Соглашается с коллегой и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «У наших рабочих не такая высокая квалификация, как рассказывают. Но мы можем делать не сложную электронику, а какой-то кусочек работ», – говорит он.

    Вариантом здесь, по словам экспертов, может быть открытие в нашей стране производств крупноузловой сборки, например, для машиностроения.

    Еще одна перспективная отрасль – IT – в Украине развивается активно, и украинских разработчиков знают в мире, однако продукты, которые они производят, в основном развлекательного характера. В то же время, по словам Ткачева, направление данной сферы в поддержке крупного бизнеса по части софтверного обеспечения в нашей стране недооценено. «ІТ может стать в авангарде украинского бизнеса в вопросах интегрирования в технологические цепочки крупных международных компаний», – считает эксперт.

    Не сбрасывают экономисты со счетов и фармацевтическую отрасль: Украина уже является одним из мировых лидеров по производству генериков. И поскольку дорогая продукция делается, как правило, из аналогичного сырья, это позволяет говорить об огромном потенциале при создании тех же дорогих препаратов либо их аналогов на экспорт, но уже в Украине.

    Искусственные преграды

    Впрочем, перспективы интегрирования украинских предприятий в технологические цепочки порядком затмевают трудности с ведением бизнеса в Украине.

    В привлечении инвесторов должны быть заинтересованы местные власти в регионах.

    «Инвесторы как рассчитывают:«Я завез в Украину сырье и вывез товар. И мне надо, чтобы на границе все было просто». Но, вы же знаете, как у нас все забюрократизировано! Плюс – иностранцы не хотят платить НДС, потому что его могут и не возместить», – не скрывает Охрименко.

    «Основными сдерживающими факторами являются бюрократия, непрозрачность в работе, повышенные риски в бизнесе, а также ряд других факторов, которые не дают развиваться и привлекать инвестиции в Украину, несмотря на потенциал развития. Именно работа в этом направлении может решить вопрос с привлечением инвестиций, а также помочь Украине выйти на новый уровень развития», – считает Ткачев.

    В свою очередь, Назаренко ситуацию объясняет еще проще: «Когда уберут коррупцию, тогда в Украине будет что-то развиваться».

    Кроме того, по его словам, в привлечении инвесторов должны быть заинтересованы местные власти в регионах. В качестве примера Назаренко привел действия губернатора Калужской области в России, который с целью привлечь инвесторов выделяет им бесплатно земельные участки, куда прокладывает дороги, коммуникации. «Вот поэтому в России было открыто столько заводов международных корпораций», – объясняет эксперт.

    Теги: коррупция инвестиции ЕС экспорт Соглашение об ассоциации ІТ-технологии
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив