Афера века: как международный аферист выманил у коллекционеров 20 млн долларов

    11 ноября, 2015 16:42
    UA1 расследовал крупнейшую аферу с антиквариатом в Украине и Литве, из-за которой собиратели старины лишились своих коллекций общей стоимостью в десятки миллионов долларов
    Михаил Тамойкин
    Михаил Тамойкин

    Крымчанину с двойным гражданством, российским и украинским паспортом, эмигрировавшему в Канаду, но живущему в Литве, удалось в ходе многоходовой и продолжительной аферы выманить у киевских и литовских коллекционеров антикварного имущества на многомиллионную сумму.

    На сегодняшний день это, пожалуй, самая масштабная афера с антиквариатом за всю историю независимой Украины. Редчайшие экспонаты, которыми мог бы гордиться любой музей мира – в основном это старинные книги, иконы и оружие, скифское золото – осели в частной коллекции Tamoikin Inc. И произошло это всё при помощи и непосредственном участии бывшего жителя Севастополя Михаила Тамойкина.

    Под предлогом организации международной выставки он выманил у коллекционеров предметы старины, вывозя их контрабандным путем, минуя все законы на ввоз и вывоз антиквариата. И с тех пор владельцы коллекций их не видели.

    Экспонаты, которые были официально вывезены на выставку в Литву, предварительно оценивают в 8 млн долларов. Примерно столько же стоит нелегально вывезенная из Украины часть экспонатов, принадлежавших и украинским коллекционерам. А общая страховая сумма выставки составила 30 млн долларов. Об этом свидетельствует информация в каталоге, изданном фирмой Тамойкина в 2007 году.

    Начало охоты

    В начале двухтысячных в Киеве появился интеллигентного вида мужчина лет сорока в стоптанных туфлях на босу ногу, представляющийся научным сотрудником. По всему виду, денег у него не было, как и какого-то постоянного занятия. Но были хорошие знакомства среди чиновников и киевской профессуры. Надо сказать, что знакомства он заводил быстро – обещая «золотые горы».

    К тому времени за спиной у него были загранкомандировки в Африку в качестве советского специалиста-ученого и заработанные там 20 тыс. долларов, которые он вложил в разведение лошадей в Крыму и небольшой отель с рестораном в горах.

    Потом, в пик бандитских разборок на полуострове в середине 90-х, было спешное бегство в Канаду, но и там для него все сложилось не слишком гладко. Из-за семейного конфликта им заинтересовалась полиция, и он вынужден был снова податься на просторы СНГ, курсируя между Литвой, Россией и Украиной, пытаясь заработать, на ком только можно.

    Вот в этом-то состоянии «где и на ком заработать» он и появился в Киеве.

    Тамойкин уверял новых знакомых, что у него собственная ювелирная фабрика, хотя близко знакомые с ним люди знали: все «предприятие» состояло из гаража, одного пильщика и одного огранщика.

    В этот период у Тамойкина и появился интерес к рынку антиквариата. По стечению обстоятельств, один из известных в то время академиков в области искусств, с которым Тамойкин познакомился, был заядлым собирателем предметов старины.

    С подачи академика он и стал вхож в круг киевских коллекционеров, иначе бы с ним никто не имел дела, уж слишком противоречивая была персона: имеет украинский паспорт, но представлялся гражданином то Украины, то России, который вроде как эмигрировал в Канаду, но проживал почему-то в Литве.

    Тамойкин одалживал деньги  на будущие проекты, которые успешно тратил на свои нужды. Скупая дешево иконы, холодное оружие, книги, скифское и трипольское золото, осуществлял задел в начало так называемой «семейной коллекции».

    Активное пополнение коллекции началось после сомнительной сделки с австрийским музеем Альбертина. Купив в Украине шесть старых книг по цене 100 долларов за штуку, Тамойкин смог продать их крупнейшему музею Вены более чем за 6 миллионов долларов.

    Все это со слов самого Тамойкина. Во-первых, законным ли способом книги были вывезены из Украины и ввезены в Австрию? А во-вторых, знают ли власти Австрии, в первую очередь, фискальные, о состоявшейся сделке? Ведь фактически музей переплатил за книги огромную сумму. Также не понятно, как эта сумма была вывезена из страны и были ли уплачены налоги.

    К тому времени Тамойкин окончательно определился с занятием на ближайшее время – торговля антиквариатом. Да не просто так, а по четко отлаженной схеме: купил дешево, самостоятельно оценил втридорога, и продал еще дороже.

    Позднее в одном из интервью, которые он одно время щедро раздавал, увлекся и раскрыл детали такого рода операций.

    Ведь по его словам, залог успеха в том, чтобы пропиарить антиквариат на выставке. Вокруг самой выставки поднять ажиотаж путем прогнозной оценки экспонатов, когда определенная вещь подается в СМИ как сверхдорогой и уникальный раритет, стоимостью в миллионы долларов. Противопоставить этому мнению нечего, потому что сравнить не с чем.

    Собственный метод оценки ценностей у него уже был – ТЕС (Тамойкин Эксперт Скул). Вернее, не совсем собственный, а разработанный коллективом киевских ученых. Тамойкин просто приписал свое имя к чужому научному труду. Оставалось совсем мало: получить доступ к основному ресурсу – обширным коллекциям антиквариата. И он его почти  получил, умело воспользовавшись ситуацией.

    Тамойкин сам утверждал, что так раскручивают авангардную живопись аферисты высокого полета. И по сути, действовал теми же методами.

    Благодаря знакомствам и имеющемуся компромату на сотрудников ВУЗа, ему со временем удалось устроиться на работу в качестве директора НИИ стандартизации аттестации и лицензирования при Минкульте. А затем заняться преподавательской деятельностью и даже получить свидетельство профессора-преподавателя международного класса по оценке культурных ценностей.

    «Это человек с отличной памятью, очень хороший психолог, который умет красиво преподнести и навязать всё что угодно, – характеризует его киевский коллекционер Вадим Веренько, который из-за Тамойкина лишился части своей коллекции и инвестиционных денег. – А еще это умный и грамотный аферист международного масштаба».

    Промоутер старины

    Попав в среду, где люди располагали коллекциями стоимостью в сотни тысяч долларов, Тамойкин быстро сообразил, что это и есть путь к его благосостоянию и успеху. И он входит в роль своеобразного промоутера старинных вещей, «раскручивая» их, повышая тем самым их конечную стоимость.

    Один из способов такой «раскрутки» – участие экспоната в какой-либо антикварной выставке. Тамойкин прекрасно понимал, что с коллекционеров можно получать двойную выгоду: во-первых, брать с них деньги за якобы подготовку и организацию таких мероприятий, во-вторых, получать процент от будущих продаж.

    Вот как эту схему описывает коллекционер Валерий Адамович, у которого Тамойкин выманил часть коллекции старинных книг, вскоре присвоив их себе, как, впрочем, и очень дорогие вещи других коллекционеров.

    «Я ему показал свои книги, он посмотрел, говорит: классно, давай сделаем выставку, но только для этого нужно внести определенную сумму, – вспоминает Адамович. – Он назвал и написал мне целый перечень предварительных расходов на организацию, говорил, что выставка стоит 250 тыс. долларов. И эти деньги он, к сожалению, получил. Уже позже я понял, что этих денег было очень много – можно было сделать пять таких выставок в разных странах. Причем расходы ничем не подтверждались – моими деньгами просто сорилось направо-налево».

    Далее Тамойкин нашел еще с десяток людей, которые были заинтересованы в проведении выставки и могли предоставить ему вещи из своих коллекций. Им он рассказал, что благодаря связям в Литве может организовать экспозицию антиквариата с дальнейшей ее демонстрацией в странах ЕС, Канады и США.

    «Это был его главный козырь, – вспоминает Веренько. – Он говорил: я из ничего сделал состояние, продав шесть дешевых книг в Австрии. И я могу то же самое сделать с вашими экспонатами».

    «В ходе этого турне стоимость выставочных экземпляров вырастет, и их можно будет выгодно продать на американском аукционе, которым и закончиться выставка», – утверждал Тамойкин.

    Еще одним мощным аргументом того, что он может из ничего сделать что-то, стала продажа так называемого Соловецкого иконостаса, который Тамойкин  после оценки собственной методикой ТЕС (накрутки цены), успешно  продал за 5 млн долларов в Россию.

    Это была вторая крупная международная афера Тамойкина. Ведь мало кто знал, что продажа была «грязной» как в плане налоговых отчислений от сделки, так и в плане расчета с собственником иконостаса.

    Так же Тамойкин «забыл» заплатить за работу группы ученых и реставраторов из Киева, засвидетельствовавших, что это и есть тот самый Соловецкий иконостас. А ведь именно это и дало возможность его продажи одной из дочерних компаний российского «Газпрома», под руководством сына ныне покойного Черномырдина.

    Тамойкин шёл ва-банк, начиная с незаконного вывоза иконостаса с территории Литвы, ввоза в Россию и продажи за наличные.

    Собственником раритета Тамойкин всегда называл литовца Каролиса Циеминиса, но UA1 удалось выяснить, что реальным владельцем иконостаса был совсем другой человек – пожилой профессор-искусствовед Александр Толчан, живший в Литве.

    По данным нашего источника в среде коллекционеров, после продажи иконостаса Тамойкин заплатил Толчану всего 450 тыс. долларов. Но тут же выманил их обратно под предлогом того, что деньги будут эффективно работать в Tamoikin Inc, а Толчан за это вложение ежемесячно будет получать 5 тыс. долларов на лечение.

    Забрав деньги, Тамойкин скрылся, а тяжело больной профессор тщетно пытался с ним связаться, чтобы получить хоть что-нибудь необходимое на лечение.

    В результате Толчан вскоре умер, что вполне устраивало Тамойкина – больше всего он боялся, чтобы история с этой сделкой не стала известной наследникам профессора – жене и детям. Поэтому для него было важно, чтобы сама история появления иконостаса на рынке антиквариата и информация о его истинном владельце затерялась.

    И ему это удалось, о чем свидетельствует информация на канадском сайте Музея Тамойкиных: «Мы смогли найти, легализовать, публично продемонстрировать и продать Соловецкий иконостас XVI века за 5 миллионов долларов США».

    Правда, с легализацией Тамойкин лукавит: эта реликвия была собственностью Литвы, но для продажи каким-то образом оказалась в Москве. При этом ни литовская таможня, ни Министерство культуры, ни налоговая инспекция Литвы ничего об этой продаже не знают: нет ни документов о самой сделке, ни уплаты налогов, не говоря уже о самом главном – легальном пересечении границы.

    Мы решили узнать, расследовала ли литовская полиция эти незаконные действия, но оказалось, что Тамойкиным пока никто из правоохранительных органов Литвы не заинтересовался, хотя можно предположить, что это вопрос времени.

    «В ответ на Ваш запрос сообщаем, что досудебного расследования приведенных фактов или предъявленных обвинений по этому поводу в отношении Михаила Тамонькина нет», – сообщила UA1 глава службы по связям с общественностью Генпрокуратуры Литвы Рита Стундиене.

    К сожалению, на тот момент у украинских коллекционеров, которых «обрабатывал» Тамойкин, этой всей информации не было, и они доверили ему раритеты, которыми располагали.

    Из жизни контрабандистов

    Тамойкин обещал владельцам самостоятельно заняться оформлением всех разрешений на временный вывоз коллекций из Украины и организацией выставки.

    Позже оказалось, что лишь небольшая часть всей экспозиции была вывезена официально. Остальное попало в Литву нелегально – на личном транспорте Тамойкина.

    Адамович, который вез свои экспонаты для выставки, оформив все необходимые документы, подтверждает, что не видел документов с оформлением на вывоз второй половины экспозиции. Вероятность того, что она покинула страну контрабандой, не исключена.

    «Вот эти вещи вывезти легально из Украины невозможно, – объясняет он, показывая UA1 фото золотых брошек, скифский кубок и другие экспонаты выставочного каталога. – Это достаточно дорогие золотые изделия, их бы просто не дали вывезти из страны».

    Впрочем, в контрабанде Тамойкин давно знал толк. Еще работая в Африке, он находил возможность переправлять в Советский Союз алмазы, где их подпольно обрабатывали и продавали.

    Былые навыки контрабандиста сыграли ему на руку и в перевозке антиквариата. Среди киевских коллекционеров известна история, рассказанная самим Тамойкиным, о том, как в Польше у него едва не конфисковали партию контрабандного антиквариата. Тогда его спасло только удостоверение Международной полицейской ассоциации.

    Сейчас уже никто точно не скажет, как ему в 2007 году все-таки удалось вывезти антиквариат из Украины в Литву. Догадываться можно только по неосторожно оброненным фразам в одном из интервью: «Имея фальшивую справку из магазина, вы тоже можете, например, перевезти ценную вещь под видом сувенира с Андреевского спуска или Арбата».

    Еще одна уловка – вывоз собственных якобы фамильных ценностей. Он часто рассказывал историю о том, что после переезда в Канаду получил в наследство большое собрание антиквариата.

    Но профессиональные собиратели старины утверждают – все, что Тамойкин называет фамильными ценностями, он купил в Украине в период 2005-2006 годов. И это легко проверить, проследив цепочку купли-продажи каждой вещи, которую Тамойкин называет семейной реликвией.

    Так или иначе, экспонаты были вывезены в Литву, и началась подготовка к выставке.

    Красивая обертка

    В начале марта 2007 года по литовским информационным ресурсам прошел анонс: 5 марта в посольстве Украины состоится пресс-конференция по поводу открытия выставки старинного оружия, икон и книг, предоставленных коллекционерами из Украины, Канады, России и ЕС.

    Анонсы пестрели призывными «Впервые в Литве и ЕС». Организатором выставки выступила компания Tamoikin Inc и семейный музей Тамойкиных из Канады.

    К слову, эти две структуры существуют и по сей день. На официальном сайте компании указано: «Наш художественный фонд является одним из самых быстрорастущих и хорошо управляемых фондов искусства в мире».

    Возглавляет эти структуры сын Тамойкина Дмитрий – ярый сторонник передачи Крыма России. Официально он является президентом Tamoikin Inc. и совладельцем Музея Тамойкиных.

    Правда, «музея в Галифаксе», о котором рассказывает сам Тамойкин во всех интервью, UA1 не нашёл ни в одном городе Канады. Действующего музея с таким названием просто нет. Существует он исключительно на сайте Tamoikin Inc.

    Там же на сайте указано, что основные активы составляют антиквариат, предметы коллекционирования и картины. А инвестирует компания преимущественно в старинные ювелирные изделия.

    При этом сайт музея, который, по словам его организаторов, управляет многомиллионным имуществом, по данным аналитической компании Webstatsdomain стоит целых 311 долларов.

    Но вернемся к выставке. Она открылась в литовском городе Тракай в средневековом замке-музее 27 апреля 2007 года. Открывал ее бывший тогда главой Верховной Рады Александр Мороз. Присутствовал посол Украины в Литве и множество других высокопоставленных чиновников.

    Тамойкин был на вершине успеха – щедро кормил и поил гостей, рассказывал об экспонатах и находился в центре внимания. А вот несколько месяцев спустя, когда выставка закончилась, он пропал. Причем со всеми экспонатами.

    «Это очень интересный вопрос, где сейчас мои книги, потому что я не видел их уже почти 10 лет, – констатирует Адамович. – Знаю только, что до предполагаемого выезда выставки из Литвы в Голландию они хранились в гараже Тамойкина в Вильнюсе. Дальнейшая их судьба неизвестна».

    И тут начинается настоящий детектив с аферой стоимостью в десятки миллионов долларов.

    По следам пропавшей коллекции

    Выставка уехала из Тракайского замка, но больше нигде так и не появилась. В администрации этого музея UA1 подтвердили, что выставку такую помнят, закончилась она в августе 2007 года, но о дальнейшей судьбе экспонатов руководству музея ничего не известно.

    По легенде Тамойкина, далее экспозиция должна была отправиться в Голландию. А поскольку в ЕС существует строгий контроль над перемещением антиквариата, организатору необходимо получить разрешение от Минкультуры Литвы. Туда мы и обратились с официальным запросом.

    И тут выяснилось, что представители Tamoikin Inc. даже на этапе подготовки выставки не обращались в министерство за разрешением на ввоз культурных ценностей на территорию Литвы.

    Также Tamoikin Inc. не просили разрешения на вывоз экспонатов после окончания выставки. И никаких документов по этому поводу профильное ведомство не выписывало.

    Вот что ответила советник министра культуры Литвы Даля Вянцявичене:

    «Организатор выставки Tamoikin Inc. не предоставляла в Министерство культуры каких-либо документов, связанных с ввозом культурных ценностей на территорию Литовской Республики.

    Tamoikin Inc. не обращалась в Министерство культуры Литовской Республики с просьбой вывезти экспонаты выставки в Нидерланды или другие страны ЕС, Канаду и Соединенные Штаты.

    Министерство культуры Литвы не давало Tamoikin Inc. никаких официальных разрешений на вывоз выставочных экспонатов».

    Это означает, что коллекция либо до сих пор спрятана в Литве, либо вывезена контрабандой в другие страны, либо просто распродана.

    UA1 предпринял еще одну попытку узнать, пересекала ли коллекция границу Литвы, обратившись в Таможенную службу этой страны. Но там также не нашли никаких документов, подтверждающих этот факт.

    Таким образом, вытянув из участников выставки несколько сот тысяч долларов на организацию «раскрутки» предметов старины, Тамойкин еще и завладел чужими коллекциями, стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. След афериста теряется где-то в Вильнюсе.

    Остается надеяться, что литовское и австрийское МВД заинтересуется этой историей, а также неуплатой налогов и контрабандой, связанных с именем Михаила Тамойкина. По крайней мере, все данные по этому поводу UA1 уже отправил профильному ведомству Литвы.

    Теги: контрабанда литва книги музей контроль афера Александр Мороз Тамойкин
    ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ
    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив