Гопак на костях

    6 сентября, 2016 15:03
    Почему в этом году не будет фестиваля классической музыки «Смальта»

    В предверии празднования 25й годовщины Независимости в околокультурной  блогосфере и за ее пределами разразился очередной (который уже по счету в этом году) холивар. На этот раз поджигателями оказались издатели братья Капрановы, которые увидели вражеский заговор в программе праздничного концерта. А именно в именах Чайковский, Прокофьев, Мусоргский, которые, по их мнению, являются агентами «русского мира». Досталось от ревнителей всего украинского и оркестрантам, и организатору концерта Сергею Проскурне.

    Программа концерта на самом деле включала как произведения, вызвавшие скандал, так и творения однозначно украинских классиков, например Михаила Вербицкого, Бориса Лятошинского. Тематика концерта была определена, по словам Сергея Проскурни, как «Украина в мировой музыке», поэтому выбор произведений выглядит вполне логично, учитывая, что Чайковский имел украинские корни, а Прокофьев вообще родом из Донецка. Однако скандал нарастал, оркестрантов и организаторов 2 дня засыпали гневными письмами.

    Надо добавить, что оркестр состоит из молодых музыкантов, 1991 года рождения – ровесников  независимой Украины. Они съехались со всех концов страны (в том числе с оккупированных территорий) для того, чтобы работать вместе в этом проекте. Думаю что ни для кого не секрет, что оплата труда творческих работников в Украине и, например, в Европе отличается на порядок, и работать здесь могут только очень мотивированные патриоты.

    Поэтому обвинять их в пропаганде «русского мира» – это не просто преувеличение, это крайне оскорбительно, как для них, так и для руководителя оркестра – Кирила Карабица (музыкальный руководитель Веймарского симфонического оркестра и Веймарськой оперы (Германия) и Северо-Британского симфонического оркестра (Великобритания)) специально приехавшего в Украину для выступления на праздничном концерте.

    В конфликт вмешался лично министр культуры Евгений Нищук, после чего программа концерта была изменена, но несущественно. Если честно, до сих пор непонятно, зачем ему это было нужно.

    Гопак Мусоргского был заменен на очень похожий гопак из балета Хачатуряна «Гаяне» . Но остальные «гвозди программы» все же остались (и слава Богу!). Потому что гениальную, сложную и мощную музыку Прокофьева  на слова Зповита Шевченко мы вряд ли сможем услышать в другой ситуации.  И любимый мной 1-й фортепианный концерт Чайковского, объявленного ведущим, согласно его родовой фамилии, как Петро Ількович Чайка, в прекрасном исполнении молодого оркестра, тоже достойно прозвучал со сцены Майдана.

    Будем считать, что инцидент исчерпан. Однако остался вопрос: есть ли у украинских музыкантов возможность продемонстрировать украинскую классическую музыку публике где-либо кроме грандиозных юбилейных концертов, вокруг которых столько шума, и мероприятий для узкого круга любителей классики?

    Оказывается, это возможно. На территории национального заповедника «София Киевская» и при его поддержкев сентябре 2015 года был проведен 2-дневный фестиваль украинской классической музыки «Смальта». Проведен был усилиями волонтеров из ГО «Джойфест» совершенно без поддержки государства и КМДА (было отказано даже в размещении социальной рекламы).

    2 дня в святых стенах звучали произведения Березовского, Бортнянского, Скорульского, Лысенко, Лятошинского, Степуры и многих других в исполнении хоров, оркестров, детских и молодежных ансамблей. Что характерно, были приглашены и сегодняшние хейтспичеры - братья Капрановы, Тарас Компаниченко, а так же другие известные музыкальные деятели, такие как  Кирилл Стеценко.

    Никто из них не откликнулся, и на фестивале не появился, несмотря на персональные приглашения. Так же не появилось у многочисленных комментаторов, которые 2 дня публично виртуально распинали Сергея Проскурню и его оркестр, возможности поддержать фестиваль. Поэтому в 2016 он не состоится. Увы, ресурсы волонтеров крайне ограничены. Возможно, после событий последних дней у кого-либо появится желание прежде всего организационно, а затем уже материально поддержать украинскую музыкальную культуру – вместо того чтобы устраивать гопак на ее костях.

    А замечательный праздничный концерт все-таки состоялся. Идея организаторов была полностью реализована, и многие слушатели, присутствовавшие на Майдане, возможно, впервые  познакомились с классической музыкой. Надеюсь, им понравилось - так же, как и мне.

    Комментарии
    1000 символов осталось
    ТОП МАТЕРИАЛОВ



      Архив